Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:00, реферат
Индивидуально-психологические различия – это особенности
психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей
друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых
выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в
ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и
обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
высокоорганизованных структур психики является обобщение (в
процессе деятельности) свойств биологически детерминированной
подсистем, причем сама эта подсистема - продукт обобщения всех
структурных и функциональных биологических свойств человека. В данном
положении подчеркивается существенная роль темперамента в
онтогенетическом развитии. Согласно четвертому положению специальной
теории, «формально-динамические свойства, включаясь в более
«высокоорганизованные» психические структуры, в частности, в
интеллект и характер, являются необходимыми компонентами
динамических свойств этих структур» (там же, стр. 28). Таким образом,
любое формально-динамическое свойство может и должно быть
рассмотрено как элемент самостоятельного уровня интегральной
индивидуальности, каким является темперамент, и как необходимый
компонент более организованных структур индивидуальности.
Идея пятого положения теории состоит в том, что «формально-
динамические свойства психики не только выступают в качестве
предпосылок и условий деятельности, не только влияют на динамику,
своеобразие деятельности, но и могут определять конечные результаты» (там
же, стр. 29).
Обобщая выдвинутые положения, автор определяет набор
необходимых и достаточных требований, которым должно отвечать то или
иное психическое свойство, входящее в структуру темперамента. К
темпераменту следует относить только такое психологическое свойство,
которое: не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е.
отражает функциональный аспект деятельности; характеризует
индивидуально u1093 характерную, типичную для индивида меру динамического
напряжения отношений его к миру, людям, себе, деятельности; является
универсальной и проявляется во всех сферах деятельности; может
проявляться уже в детстве; устойчиво в течение длительного периода
жизни человека; высоко коррелирует со свойствами нервной системы и
других биологических подсистем; является наследуемым.
Определяя набор критериев, автор отмечает очевидную сложность
задачи «вычленения первичных «кирпичиков» темперамента и
4
разработки их показателей» (там же, стр. 27). Однако четкое
определение критериев позволяет автору выделить предположительно
исходный набор таких «кирпичиков». Следуя традиции, сложившейся в
отечественной дифференциальной психофизиологии, благодаря работам
Теплова Б.М., Небылицина В.Д., Русалов В.М. выделяет в системе
формально-динамических свойств индивидуальности две основных
подструктуры: общую активность и эмоциональность. При этом общая
психическая активность, являющаяся базальной психодинамической чертой
человека и определяющая его взаимодействие со средой и другими
людьми характеризуется такими поведенческими показателями как ритм,
скорость, интенсивность, выносливость, пластичность и др. Русалов В.М.,
как уже отмечалось выше, в соответствии с концепцией функциональных
систем Анохина П.К., предлагает трехкомпонентную структуру общей
психической активности, в которую входят скорость, эргичность и
пластичность. Совокупность этих трех составляющих общей активности, в
сочетании с эмоциональностью и определяет, по мнению автора, тип
темперамента.
Формирование темперамента, как следует из положений
специальной теории индивидуальности, происходит под влиянием двух основных факторов: общей конституции человека и специфики тех
конкретных видов деятельности, в которую он включен с раннего
детства. Предложенное
В.М. Русаловым понимание
темперамента за счет обобщения всех структурных и функциональных
биологических свойств человека, позволяет заключить, что в ходе онтогенеза эти индивидуально-устойчивые биологические свойства, проявляясь, формируясь и интегрируясь в процессе различных видов деятельности (игра, обучение, учеба, труд и т.д.), обуславливают формирование свойственных каждому конкретному индивиду обобщенных свойств общей психической активности и эмоциональности. Именно эти обобщенные свойства (скорость,
эргичность, пластичность) определяют специфику формирования и
реализации в деятельности «низшего» уровня индивидуально-
психологических характеристик, входящих в структуру того уровня
интегральной индивидуальности, который детерминирован
преимущественно природными факторами.
Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая,
с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь
природной основой темперамента, характера, способностей, с другой
стороны, подвергаясь
негативному воздействию
дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной
деятельности
и личности, формируя конституционально-
пространство.