Типы и свойства нервной системы как основы индивидуально- Психотипологических различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

Индивидуально-психологические различия – это особенности
психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей
друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых
выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в
ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и
обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Работа содержит 1 файл

нервные процессы.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

высокоорганизованных структур психики является обобщение (в

процессе деятельности) свойств биологически детерминированной

подсистем, причем сама эта подсистема - продукт обобщения  всех

структурных и  функциональных биологических свойств  человека. В данном

положении подчеркивается существенная роль темперамента в

онтогенетическом  развитии. Согласно четвертому положению  специальной

теории, «формально-динамические свойства, включаясь в более

«высокоорганизованные»  психические структуры, в частности, в

интеллект и характер, являются необходимыми компонентами

динамических  свойств этих структур» (там же, стр. 28). Таким образом,

любое формально-динамическое свойство может и должно быть

рассмотрено как  элемент самостоятельного уровня интегральной

индивидуальности, каким является темперамент, и как необходимый

компонент более  организованных структур индивидуальности.

Идея пятого положения теории состоит в том, что «формально-

динамические  свойства психики не только выступают  в качестве

предпосылок и  условий деятельности, не только влияют на динамику,

своеобразие деятельности, но и могут определять конечные результаты» (там

же, стр. 29).

Обобщая выдвинутые положения, автор определяет набор

необходимых и  достаточных требований, которым  должно отвечать то или

иное психическое свойство, входящее в структуру темперамента. К

темпераменту  следует относить только такое психологическое  свойство,

которое: не зависит  от содержания деятельности и поведения, т.е.

отражает функциональный аспект деятельности; характеризует

индивидуально u1093 характерную, типичную для индивида меру динамического

напряжения отношений  его к миру, людям, себе, деятельности; является

универсальной и проявляется во всех сферах деятельности; может

проявляться уже  в детстве; устойчиво в течение  длительного периода

жизни человека; высоко коррелирует со свойствами нервной  системы и

других биологических  подсистем; является наследуемым.

Определяя набор  критериев, автор отмечает очевидную  сложность

задачи «вычленения  первичных «кирпичиков» темперамента и

4

разработки их показателей» (там же, стр. 27). Однако четкое

определение критериев  позволяет автору выделить предположительно

исходный набор  таких «кирпичиков». Следуя традиции, сложившейся в

отечественной дифференциальной психофизиологии, благодаря  работам

Теплова Б.М., Небылицина В.Д., Русалов В.М. выделяет в системе

формально-динамических свойств индивидуальности две основных

подструктуры: общую  активность и эмоциональность. При  этом общая

психическая активность, являющаяся базальной психодинамической  чертой

человека и определяющая его взаимодействие со средой и другими

людьми характеризуется  такими поведенческими показателями как  ритм,

скорость, интенсивность, выносливость, пластичность и др. Русалов  В.М.,

как уже отмечалось выше, в соответствии с концепцией функциональных

систем Анохина  П.К., предлагает трехкомпонентную структуру  общей

психической активности, в которую входят скорость, эргичность и

пластичность. Совокупность этих трех составляющих общей активности, в

сочетании с  эмоциональностью и определяет, по мнению автора, тип

темперамента.

      Формирование  темперамента, как следует из положений

специальной теории индивидуальности, происходит под влиянием двух основных факторов: общей конституции человека и специфики тех

конкретных видов  деятельности, в которую он включен с раннего

детства. Предложенное В.М. Русаловым понимание становления

темперамента  за счет обобщения всех структурных  и функциональных

биологических свойств человека, позволяет заключить, что в ходе онтогенеза эти индивидуально-устойчивые биологические свойства, проявляясь, формируясь и интегрируясь в процессе различных видов деятельности (игра, обучение, учеба, труд и т.д.), обуславливают формирование свойственных каждому конкретному индивиду обобщенных свойств общей психической активности и эмоциональности. Именно эти обобщенные свойства (скорость,

эргичность, пластичность) определяют специфику формирования и

реализации в  деятельности «низшего» уровня индивидуально-

психологических характеристик, входящих в структуру  того уровня

интегральной  индивидуальности, который детерминирован

преимущественно природными факторами.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая,

с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь

природной основой  темперамента, характера, способностей, с другой

стороны, подвергаясь  негативному воздействию дизэмбриогенеза  и

дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной

деятельности  и личности, формируя конституционально-континуальное

пространство. 
 

Информация о работе Типы и свойства нервной системы как основы индивидуально- Психотипологических различий