Типы и системы образования в Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.

Целью моего реферата стало выяснить, как формировалась структура образования в Византии, на какие типы и структуры делилась и при помощи каких исторических событий сложилось.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..2

2.Особенности развития просвещения и педагогической мысли…………….3

3.Педагогическая мысль…………………………………………………………4

4. Система воспитания и образования………………………………………….6

5.Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение………...10

6.Заключение…………………………………………………………………….13

7.Список литературы…………………………………………………………....15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии и педагогике.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

    Постепенно  структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями.

    Фактически  вся гражданская и церковная  верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" (пайдейя} - преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".

    Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так:

    учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал  дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

    Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X в. из программ была исключена латынь и все, что было связано с "варварским" Западом. Как видно, учащимся следовало много читать. Чтение было важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру надо было самому разыскивать нужные книги.

    В конце учебной недели учитель  и один из старших учеников проверяли  знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.

    Венцом  образования являлись высшие учебные  заведения. Ряд из них создан был  еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

    В 425 г . в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire - слушать). С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

    Вначале обучение шло на латинском и греческом  языках. С VII - VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке В XV в. вновь стало обязательным изучение

    латинского  языка, в программу были включены новые иностранные языки. Со временем обучение приобретало специальную  направленность, предпочтение все более  отдавалось юридическому образованию.

    Ведущим направлением обучения в константинопольской  высшей школе было изучение античного  наследия В пору расцвета в Магнавре изучалась философия Платона  и неоплатоников, классические греческие  тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Василия Кеса-рийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника стал энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

    Помимо  Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

    В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны - своеобразные домашние академии. Они  группировались вокруг интеллектуалов-меценатов  и авторитетных философов. Наиболее известные подобные кружки - патриарха Фотия ( IX в.), Михаила Пселла ( XI в.), Андроника II Палеолога ( XIV в.) и др. Последний современники именовали "школой всяческих добродетелей и эрудиции".

    Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в ней около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786—826).

5. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение

    Византия  оказала огромное культурное воздействие  на государства Востока, Западной и  Восточной Европы. Страна высокой  образованности, Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Свет традиций византийского просвещения не угас и после гибели самой империи. Как справедливо заметил русский историк П. П. Соколов, после падения Константинополя в 1453 г . ученые-беглецы принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античное понятие любви к человеку и истине.

    Действительно, генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно полностью  уяснить без учета византийского  влияния. Византия передала через Италию (ее провинцию в V в.) традицию изучения античной литературы. В XIII - XIV вв. важным передаточным звеном византийского влияния стали европейские университетские центры. Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая стала знаменем эпохи Возрождения с XIV в. Антично-византийские традиции светского образования, независимости от диктата церковников дали мощный импульс эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. Среди таких трудов можно указать "Шестоднев" Василия Кесарийского, "Источник знания" Иоанна Дамаскина. Последний оказал, например, влияние на воззрения видного западноевропейского богослова Фомы Аквинского.

    Многие  философы-педагоги Византии (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин, Гемист Плифон и др.), будучи профессорами европейских  университетов, приняли непосредственное участие в становлении школы  и педагогических идей Западной Европы. В свою очередь, в Магнаврской школе преподавали профессора Парижского университета.

    Византийские  идеи относительно воспитания и обучения проникали в Западную Европу и  через арабское посредничество.

    Однако  постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что  было связано прежде всего с расколом христианской церкви на православную и католическую.

    Воздействие византийской образованности испытали Персия и Закавказье. Так, после закрытия в 529 г . афинской Академии многие ее преподаватели  перебрались ко двору персидского шаха Хосрова и организовали там дворцовую школу.

    В интеллектуальных кругах средневековой  Армении были хорошо известны труды  по педагогике и религии Василия  Кесарийского, Григория Назианского, Григория Нисского. В одном из монастырей Абхазии закончил свой жизненный путь Иоанн Златоуст.

    Византия  сказала свое слово при становлении  воспитания и образования в арабо-исламском  и славянском мирах. Так, арабы, завоевав в VII в. многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные  традиции. Большинство наставников знаменитого Дома мудрости, созданного в Багдаде (832), были христианами - выходцами из Византии. Византийский мыслитель-философ и педагог Иоанн Дамаскин являлся первым визирем дамасского халифа.

    Византийцы  Кирилл (ок. 827 - 869) и Мефодий (ок. 815 - 885) создали славянскую письменность. В свое время они учились в Магнаврской школе. В 863 г . братья основали в Велиграде - столице Великоморавского княжества - первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции.

    Заботами  Владимира и других князей в Киевской Руси после принятия православного христианства (988) создавались "школы учения книжного". В их программу вошли изучение семи свободных искусств и методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Кирилл и Мефодий сделали немало для развития школьного дела в Киевской Руси.

    В славянском мире особым вниманием пользовался  Иоанн Дамаскин. В русскую культуру органично вошли педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима  Исповедника, Иоанна Златоуста и  др. 
 
 

 

    6. Заключение 

    В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные  еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе было трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства, то в состоятельных и знатных семьях не только мальчики, но и девочки овладевали грамотой и получали достаточное книжное образование.

    Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители. В знатных семьях для этих целей мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

    Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Историки делают вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования и учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Правда, нужно оговориться, что обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

    На  первой ступени обучения — в школах грамоты — дети получали элементарное образование, называемое «пропедиа». Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста.

    Византийская  школа – христианское продолжение эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус с XI в. вытесняется бумагой («бомбиковые книги»), стиль сменился птичьим или тростниковым пером («графис»). Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи.

    Учащиеся  обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного  вслух, «хором». Сначала школьники  запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания наизусть.

    Опора в обучении на память была в то время  оправданной по той причине, что  язык школы и книги отличался  от разговорного греческого языка. В  основу школьного обучения были положены традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений практически не было. Пальцевый счет, затем использовались камушки, потом — счетная доска — абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ — дидаскалы владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний от простого к сложному, от известного к новому материалу.

 

7. Список литературы

  1. Авилушкина С. С. К вопросу о месте "Хроники" Михаила Глики в системе византийского образования//Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987.
  2. Гранстрем Е. М. Наука и образование//История Византии. М.,1967.

    История педагогики. Ч. 1, гл. 4. М ., 1995.

    Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984.

    Культура  Византии. Вторая половина VII - XII в. М., 1989.

    Культура  Византии. XII - первая половина XV в. М., 1991.

  1. Самодурова З. Г. Социальный состав учащихся Византии VII - XII вв.//Византийский временник. Тт. 51 —52. М., 1990—1991.
  2. Лившиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая половина IX в. Гл. 5. М .-Л., 1961.

Информация о работе Типы и системы образования в Византии