Типы и системы образования в Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.

Целью моего реферата стало выяснить, как формировалась структура образования в Византии, на какие типы и структуры делилась и при помощи каких исторических событий сложилось.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..2

2.Особенности развития просвещения и педагогической мысли…………….3

3.Педагогическая мысль…………………………………………………………4

4. Система воспитания и образования………………………………………….6

5.Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение………...10

6.Заключение…………………………………………………………………….13

7.Список литературы…………………………………………………………....15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии и педагогике.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

1.Введение………………………………………………………………………..2

2.Особенности развития просвещения и педагогической мысли…………….3

3.Педагогическая  мысль…………………………………………………………4

4. Система воспитания  и образования………………………………………….6

5.Византийское  влияние на педагогическую мысль и просвещение………...10

6.Заключение…………………………………………………………………….13

7.Список литературы…………………………………………………………....15 
 
 
 
 
 

 

    1. Введение
 

Византийское  государство возникло на рубеже двух эпох – крушение поздней античности и рождение средневекового общества.

В IV в. единая Римская империя разделилась  на Западную и Восточную. Обособление  восточной части Римской империи  началось еще в III в. и было вызвано  как экономическими, так и идейно-политическими  причинами. Восточные области Римской  империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

В 324-330 гг. Константин основал новую столицу  империи, названную по его имени  Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких холмах, где некогда  была расположена древняя мегарская  колония Византии, с поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.

Окончательное разделение Римской империи официально произошло в 395г., после смерти императора Феодосия.

Смещение  греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские  идеи, культуру и искусство византийского  общества. Однако Византия пошла своим  историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.

Целью моего реферата стало выяснить, как формировалась структура образования в Византии, на какие типы и структуры делилась и при помощи каких исторических событий сложилось.

 

2. Особенности развития просвещения и педагогической мысли

    Византия - прямая наследница эллинско-римской  культуры и образованности. Однако находившиеся у власти социальные  группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, в 529 г. император Юстиниан распорядился закрыть Платонову Академию в Афинах - один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции. После того как Юстиниан запретил выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись

    После крестовых походов и короткого  существования Латинской империи  с XIII в. в Византии усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлян и других народов Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи прежде всего были грекоязычными.

    Другая  особенность состояла в том, что  педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.

    Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень в Западной Европе. Социальных ограничений; на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. "Образованность - величайшая из добродетелей", - гласил один из императорских указов.

    Наличие образования являлось непременным  условием для чиновников и членов церковных учреждений.

    В Византии, в отличие от большинства  средневековых государств (особенно в ранний период их развития), отсутствовала монополия церкви на образование Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела

    Но в отличие от античной традиции, например римской, религия занимала ведущее место в школьном обучении и воспитании. Учебный день византийского школяра начинался с молитв. Вот одна из них: "Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово твое и научился творить волю твою".

    В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV - IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности.

    Период IX - XII вв. известен как этап наивысшего подъема просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913 - 959): были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XIII - XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.

3. Педагогическая мысль

    Античная  педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV - V вв. Ее развивали неоплатоники из афинской Академии и высших школ в Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямвлих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и др.). Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" и "экстаз" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

    Постепенно, однако, усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, они оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

    Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины, чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

    Максим  Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю "как силу стремления к слиянию с природой".

    Один  из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675 - 753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

    Патриарх  Фотий (820 - 897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно  сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.

    Продолжателем восточнохристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949 - 1022). Он крайне отрицательно относился  к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь "миром духовного учительства и ученичества".

    Против  такого ярко выраженного клерикального  подхода выступал общественный деятель  и философ Михаил Пселл (1018—1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не был бы подвластен религиозному влиянию. Это была гуманистическая личность, физически развитая, светски образованная, чувствующая прекрасное, душевно благородная, с твердым умом.

    Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и  образования, был Георгий Ге-мист Плифон (1355 - 1452). Достижение совершенства - цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству - это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования,

    XIV - XV вв. - период, когда в педагогической  мысли Византии резко усилились  клерикальные тенденции. В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова "исихия" - умная молитва) Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию, главным при становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его в предельно мистическом духе.

4. Система воспитания и образования

    Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали  трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

    В дошедших до нас поучениях детям  подчеркнута важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".

    Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

    Первой  ступенью были школы грамоты, где  дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило' были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, так как разговорный язык того времени существенно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты (Гомер и пр.), дополненные Псалтирем и житиями святых.

    Особых  перемен в методах обучения счету  по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.

    В программу школ грамоты входило  также церковное пение.

    Нерадивых школяров наказывали розгами.

    Помимо  школ грамоты, существовали начальные  учебные заведения, где изучали  исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

    Для большинства учеников обучение завершалось  элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных  заведениях повышенного типа. Образование  выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

    До  первой трети X в. обычно в каждой школе  был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными. До нас дошел документ XI в., где один из учителей, ссылаясь на бедность, просил патриарха перевести его в более доходную школу.

Информация о работе Типы и системы образования в Византии