Типы и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 35.77 Кб (Скачать)

Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: "Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность - это же примета бескультурья" и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.   

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.  

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: "Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов". Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.  

Метод самонаказания. Как следует из его названия, оп применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т.е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он "наказывал" себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.  

Изложенное показывает, что если представить процесс  самовоспитания в целом, то в его  структуре можно выделить следующие  компоненты:

  • критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
  • разработка программы самовоспитания;
  • определение его методов;
  • аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
  • самоконтроль.

Педагогическое  руководство самовоспитанием  учащихся.   

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и  формировании учащихся, учителям и  классным руководителям следует  активно заниматься его организацией.   

Содержание и  формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько  сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в  какой мере они знакомы с научной  и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они  относятся к исполнению своих  педагогических обязанностей. В целом  же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним  относятся:

  1. формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
  2. оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
  3. практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.
 

  Какой же должна быть эта работа на практике? Очень  важным ее направлением является формировать общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. "Да, с собой надо бороться, - писала в одной из своих статей академик П.Я. Кочина. - Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершенной личности, то на первый план, мне кажется, надо поставить самовоспитание. Раньше я думала, что это несколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспитание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям. 
...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель - иди к пей твердо!"  

По  вопросам самовоспитания необходимо проводить  этические беседы, выносить эти вопросы  на обсуждение ученических  собраний, посвящать  им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты  данной проблемы: "Что  такое самовоспитание", "Как  преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания", "Как  работали великие  люди над собственным  совершенствованием" и др. Полезно, чтобы  перед учащимися  по этим вопросам выступали  не только учителя  и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники  производства, ветераны войны и труда.  

Особое значение в организации самовоспитания имеет  формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего  бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой  верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.  

Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы  работы, в частности, даже создаются  клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах  работы над собой, организуют встречи  с людьми, совершившими боевые и  трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные  вопросам самовоспитания, обсуждают  методы, с помощью которых можно  совершенствовать свои личностные качества, организуют читательские конференции  и т.д.  

Однако нельзя ограничивать эту работу только организацией познаватсльпо-просветительской деятельности учащихся и разъяснительными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, само принуждения и другие в работе над собой.  

В некоторых  школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять "задание самому себе", записывать его и запечатывать в отдельные  конверты. Конверт сдается классному  руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному  ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.  

Примеры из жизни  многих выдающихся людей говорят  о том. что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.  

В целом следует  сказать, что самовоспитание выступает  как важное средство развития и личностного  формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии  умело и грамотно его направлять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить тот я думаю, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя из них, формировать свою неповторимую творческую личность.

     Итак, самовоспитание - педагогически управляемый  процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой  составляет одну из важнейших задач  воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

     Во-первых, это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания..

     Во-вторых, овладение навыками самостоятельной  работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

     В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над  собой. Здесь требуется помощь, чтобы  оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и  нужные ли приемы выбираю.

     В-четвертых, организация самовоспитания в избранной  деятельности. Это наиболее ответственный  этап при переходе от воспитания к  самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется  только желанием.

     В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный  процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и  умеешь работать над собой, когда  оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

     Самовоспитание  помогает подростку справиться с  собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, критично относясь к своей деятельности человек видит где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.

     ЛИТЕРАТУРА   

 

  1. Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.
  2. Гришин Д.М., Колдуное Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.
  3. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
  4. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.
  5. Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.

Информация о работе Типы и развитие личности