Типология конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus — столкновение, и в самом общем виде трактуется как проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Но противоречия могут существовать длительное время, и не перерасти в открытое столкновение. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности.

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТЫ.docx

— 42.11 Кб (Скачать)

     а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

     б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

     в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его  основе, когда следствие выдается за причину;

     г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.

     Если  за основание конфликта берется  психическое состояние сторон и  соответствующее этому состоянию  поведение людей в конфликтных  ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. 

     КОНФЛИКТОГЕНЫ ИЛИ КАК ВЕСТИ  СЕБЯ В КОНФЛИКТЕ

     Как люди реагируют на резко брошенные обидные слова и высказывания в их адрес? Большинство «ответят взаимностью», некоторые промолчат и лишь единицы не обратят никакого внимания. Так зарождается конфликт.

     Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. В этом виноваты так называемые конфликтогены. Конфликтогены  — это слова, какие-то действия или  вовсе бездействие, могущие привести к возникновению конфликтной  ситуации и перерастанию ее в конфликт. Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту. Подобное свойство конфликтогена является опасным, оно заключается в потере бдительности по отношению к нему.

     Какова  же позиция руководителя организации  относительно конфликтогенов и конфликтов в общем. Организация как любая  система постоянно стремится  сохранению некоего достигнутого равновесия в определенный момент времени, а  также к изменениям и развитию. В этом случае неконфликтность выступает  условием сохранения равновесия, а  конфликтность — стремлением  к развитию. Поэтому руководителю приходится решать две противоположные  по своей направленности задачи: быть нацеленным на развитие организации  и одновременно на сохранении ее устойчивости (стабильности). Это является главным  конфликтогеном организации. Чтобы  достигнуть устойчивости, нужна стабильность и минимум риска, чтобы развиваться, необходимо внедрять инновации, а это  связано с высокими рисками и  конфликтами.

     Конфликтоген  может стать основанием конфликта. Кроме того, из-за одного конфликтогена  может возникнуть несколько оснований, которые дадут жизнь сразу  нескольким конфликтам. Отсюда вытекает многомерность конфликта, которая  говорит о необходимости его  вычленения из конфликтной ситуации, выделения всех его атрибутов, а  также различения самого переходного  этапа, в котором заложены сотрудничество, конкуренция и конфликт.

     Конфликтогенное поведение выражается в следующих  моментах:

     1) в проявлении к человеку или  группе открытого недоверия;

     2) в нежелании слушать и перебивании  собеседника;

     3) в постоянном принижении значимости  его роли;

     4) в акцентировании внимания на  различиях между собой и собеседником  не в его пользу;

     5) в отсутствии желания признавать  свои собственные ошибки и  чью-то правоту;

     6) в постоянном преуменьшении вклада  сотрудника в некое общее дело  и возвышение собственного вклада;

     7) в навязывании своей точки  зрения;

     8) в проявлении неискренности в  суждениях;

     9) в неожиданно резком ускорении  темпа беседы и ее быстрое  завершение, а также все то, что  обычно воспринимается окружающими  крайне негативно.

     В деловом общении опасными словами-конфликтогенами  являются следующие:

     1) слова, показывающие недоверие:  «вы меня обманывали», «я вам  не верю», «вы не разбираетесь»  и др.;

     2) слова, выражающие оскорбление:  негодяй, подонок, дурак, бестолочь,  лентяй, ничтожество и др.

     3) слова, выражающие угрозы: «земля  круглая», «я этого не забуду»,  «ты еще пожалеешь» и др.;

     4) слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка, тупой  и др.;

     5) слова, показывающие сравнение:  «как свинья», «как попугай»  и др.;

     6) слова, выражающие отрицательное  отношение: «я не хочу с тобой  разговаривать», «ты мне противен»  и др.;

     7) слова-долженствования: «вы обязаны», «вы должны» и др.;

     8) слова-обвинения: «из-за вас все  испортилось», «вы недоумок», «это  ты во всем виноват» и др.;

     9) слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто»  и др.

     Собеседник, не может спокойно воспринимать подобные слова, сказанные в его адрес. Он начинает обороняться и при  этом пытается включить весь арсенал  защитных и оправдательных средств. Если подобная ситуация возникает, то виновником становится тот, кто первый использовал слова-конфликтогены.Природа  конфликтогенов объясняется еще  и тем, что человек более чувствительно  относится к словам других, нежели к своим. Мы более чувствительны  к словам, обращенным к нам, так  как считаем важным защищать свое достоинство, но к своим словам и  действиям при этом относимся  не очень внимательно.

     В КОНФЛИКТОЛОГИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА КОНФЛИКТОГЕНОВ:

     1) конфликтогены, выражающие  превосходство,  включают:

     — приказы, угрозы, замечания, издевки, насмешки, подшучивание и др.;

     — хвастовство, восторженные рассказы о  собственных успехах и достижениях;

     — навязывание своего мнения, дача советов  зачастую воспринимается собеседником негативно и у него возникает  желание сделать все наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей.

     Совет, данный в присутствии других людей, воспринимается как упрек;

     — прерывание высказываний собеседника, повышение голоса, исправление во время беседы показывает, что человек  хочет, чтобы слушали только его, его мнение должно быть важным, а  мысли более ценны. Имеющему подобную позицию следует подумать, на самом  ли деле его мысли так важны?;

     — нарушение этики в поведении, незнание основ этикета воспринимается как невежливое обращение, пренебрежение  уважения к собеседнику;

     — демонстрация снисходительного отношения, имеющяя оттенок «доброжелательности» раздражает и способствует зарождению конфликта «Прошу вас не обижаться, но по моему вы не правы»;

     — демонстрация уверенности в своей  правоте в виде безапелляционных высказываний «так и не иначе» зачастую вызывает сомнение, желание опровергнуть подобное утверждение.

     2) конфликтогены, проявляющие  агрессивность, которая  может быть у  человека от природы,  а может определяться  конкретной ситуацией,  плохим натсроением  и т. д.

     Природная агрессивность может возникнуть в результате самоутверждения в  некоей социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), а также может  быть протестом против зависимости  от «главного» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

     Возникновение ситуативной агрессивности зависит  от сложившейся ситуации, плохого  самочувствия и настроения, сложностей в семейно-бытовых или рабочих  взаимоотношениях. Зачастую этот вид  агрессивности является ответной реакций  на полученный от кого-либо конфликтоген. В результате провоцируется ответная агрессивность, что приводит к еще большему накалу страстей.

     Положительна или отрицательна агрессивность? Для разрешения этого вопроса следует отметить два момента:

     — человек с высокой природной  агрессивностью является ходячим конфликтогеном, что не всегда благоприятно для климата  в коллективе;

     — человеку абсолютно бесконфликтному, не обладающему «здоровой злостью», сложнее добиться поставленных целей  в личной жизни и в работе.

     3) конфликтогены, выражающие  эгоизм.

     Эгоист  добивается чего!либо для себя за счет других. Именно это раздражает окружающих и порождает конфликтную ситуацию. Распаляет конфликт эскалация конфликта, когда на конфликтоген в наш адрес  мы стремимся ответить более сильным  конфликтогеном. Этот конфликтоген является наиболее сильным, мы его используем с целью проучить обидчика. Первичный  конфликтоген обычно говорится ненамеренно, а потом происходит эскалация  конфликта, которая приводит к конфликту. Все это составляет схему возникновения  непреднамеренного конфликта.

     Для ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления  в себе излишнего эгоизма существуют следующие механизмы:

     1) стремление к превосходству можно  преодолеть следующими способами:

     — следует дать почувствовать собеседнику  свою значимость и компетентность в  ваших глазах;

     — возможно применение сознательного  принижения своих собственных достоинств;

     — нужно понять, что скромность —  это один возможный способ преодоления  собственного тщеславия и чувства  превосходства над другими.

     2) стремление к сдерживанию агрессии. Агрессивность нуждается в выходе. Если ее выплеснуть на окружающих, то она вернется обратно, но  будет сильнее во много раз.

     Если  же ее все время сдерживать внутри себя, то это может привести к  психическому заболеванию. Поэтому  психологическая разрядка является важной для поддержания здоровья.

     Для снятия повышенной агрессивности можно  использовать три способа:

      пассивный способ — его суть в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. С помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Если у вас внутри затаилась сильная боль, то психотерапевты рекомендуют плакать, так как вместе со слезами из организма удаляются особые ферменты, связанные со стрессом и оказывающие неблагоприятное влияние на нервную систему.

     Этот  способ снятия агрессивности, а также  стресса более часто используют женщины. Мужчины не способны жаловаться и тем более плакать. Но специалисты  в любом случае рекомендуют периодически (хотя бы раз в год) это делать (естественно, вне наблюдения окружающих) для сохранения потенциала психического здоровья;

      активный способ — его суть заключается в двигательной активности (физическая активность). Ученые выяснили, что спутником любого напряжения является адреналин, который сгорает во время физической работы. При этом эффективными является любая форма физической нагрузки: занятия спортом (бег, фитнесс, тренажерный зал), работа, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа лопатой и т.п.);

      логически-психологический способ — его суть состоит в осознании того, что важно сменить направленность мышления для улучшения своего настроения и самочувствия. Если случается что-то неприятное, и человек хочет отгородиться от этого, то он дает себе команду: «Я не должен об этом думать». Но результат оказывается не достижимым, все мысли кружатся именно вокруг этой ситуации. С этим бороться бесполезно. Как же быть? Главным является не то, что не нужно не думать о проблеме, а то, что нужно думать о чем-либо позитивном и жизнеутверждающем. В таком случае мысли переключаются на «другую волну», и это позволит отвлечься на более важные, полезные дела, которые способны принести больше радости и удовлетворения.

Информация о работе Типология конфликтов