Типология характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Понятие и типы характеров, их физиологические основания. Классификация акцентуаций характеров у подростков согласно теориям ведущих психологов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. История учения о характере ……………………………… 5
Глава 2. Понятие характера ………………………………………….8
Глава 3. Типология характера ………………………………………10
Заключение …………………………………………………………..20
Список литературы ………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать)
align="justify">      11. Экстравертированный тип. Отличается  высокой контактностью, у таких  людей масса друзей, знакомых, они  словоохотливы до болтливости,  открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

      12. Интровертированный тип. Его,  в отличие от предыдущего, характеризует  очень низкая контактность, замкнутость,  оторванность от реальности, склонность  к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

      Приведем  еще одну интересную попытку представления  типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э. Фромм и обозначил как социальную типологию характеров [13]. «Социальный характер, - пишет автор, - содержит … выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы». Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Он вывел следующие их основные типы:

  1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях, стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения.
  2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностях. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.
  3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»». Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособления.
 
 
 

      Заключение 

      Следует отметить, что выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому  по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков.

      Характер  не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном  пути человека. Физиологические задатки  не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание  же зависимости характера от таких  факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

      Таким образом, при акцентуации характера нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, на задевающие этой «ахиллесовой пяты» не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов «слабые места».

      Список  литературы 

      1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. –  
М., 1996. – 247с.

      2. Крегер О. Типы людей / О. Крегер, Дж.М. Тьюсон. – М., 1995. – 544с.

      3. Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М., 1995. – 556с.

      4. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах / А.Ф. Лазурский. -  
М., 1995. – 17с.

       5. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов.-  М., 1969. – 424с.

       6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко // Психология личных различий: тексты. – М., 1982. – 290с.

       7. Овчинников Б.В Ваш психологический тип / Б.В. Овчинников,  
К.В. Павлов, И.М. Владимирова. - СПб., 1994. – 238с.

       8. Основы психологии / под ред. Е.И. Рогова. - М.,2001 - 455 с.

       9. Психологический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа - www.psychology.net.ru.

      10. Фромм Э. Бегство от свободы / Э.Фромм. - М., 1990. - 280с.

      11. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм // Психоанализ и этика. - М., 1993. – 415с.

      12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К.Хорни. - М., 1993. – 14с.

      13. Юнг К. Психологические типы / К.Юнг. - М., 1995. – 567с.  
 
 

Информация о работе Типология характера