Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:30, доклад
Один из отцов-основателей США Джеймс Мэдисон рассматривал различные возможные проблемы в процессе управления, связанные с влиянием групп, которые он называл «фракциями». Д.Мэдисон придавал огромное значение вопросу согласования эгоистичных интересов фракций с всеобщим благом для американского народа. Он последовательно отстаивал принцип правления большинства (majority rule), но вкладывал в него свой смысл. Для Д.Мэдисона большинство, как и меньшинство, - всего лишь часть народа, его фракция.
Один из отцов-основателей США Джеймс Мэдисон рассматривал различные возможные проблемы в процессе управления, связанные с влиянием групп, которые он называл «фракциями». Д.Мэдисон придавал огромное значение вопросу согласования эгоистичных интересов фракций с всеобщим благом для американского народа. Он последовательно отстаивал принцип правления большинства (majority rule), но вкладывал в него свой смысл. Для Д.Мэдисона большинство, как и меньшинство, - всего лишь часть народа, его фракция. Справедливость же должна быть обеспечена народу в целом, а не только фракции большинства, которая, неизбежно располагая в условиях республики политической властью, всегда имеет возможность игнорировать права и интересы фракций меньшинства, лишать их собственности и свободы.
Фракционность, по Д.Мэдисону, - безусловное зло, поскольку возникающие коалиции граждан, объединённых общим интересом, стремятся осуществить этот интерес за счёт прав других граждан и в ущерб интересам общества в целом. «Особенно опасна фракционность, когда она приводит к расколу общества, к образованию политических партий - крупных политических группировок, противостоящих друг другу и открыто ведущих борьбу за власть. Именно тогда возникает угроза тирании, подчинения одной части общества другой». Вместе с тем образование фракций, по Д.Мэдисону, - естественное в политической жизни явление. Деятельность, а значит, и группировка по интересам присущи самой человеческой природе, причём самым глубоким основанием образования фракций является неравномерное распределение собственности, которое всегда порождало и будет порождать различия во взглядах, группировать людей в классы, движимые различными стремлениями и интересами. «Всегда будут богатые и бедные, кредиторы и должники, земельный интерес, денежный интерес, торговый интерес, промышленный интерес. Эти классы опять-таки могут быть подразделены в зависимости от отрасли торговли и промышленного интереса ”. При этом “ регулирование этих разнообразных и часто пересекающихся интересов является главной задачей современного законодательства и подразумевает присутствие духа партийности и фракционности в необходимой и каждодневной деятельности правительства ”.
Исходная методологическая позиция Артура Бентли, который большинством политологов признается основателем теории групп интересов, заключается в том, что объектом исследования политолога должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества или те или иные политические идеи и программы, а действия людей, направленные на достижение своих политических целей. Согласно А. Бентли, политика состоит в том, что одни люди постоянно борются с другими за достижение своих интересов, причём эта борьба ведётся ими не в одиночку, а в группах, объединяющих их на основе общности интересов. Что же касается законов, законодательного процесса, различных политических программ и платформ, то они, с точки зрения политолога, представляют интерес лишь постольку, поскольку в них находит отражение эта групповая борьба интересов, поскольку они дают своеобразную ориентацию для групповых действий людей.
По мнению А.Бентли, сам процесс управления состоит именно в такой групповой борьбе, а законодательные акты лишь отражают это соотношение сил. Законодатель выступает в качестве арбитра, фиксирует победу одних групп и поражение других либо достижение компромиссного решения групповых противоречий. “ Голосование в законодательных органах по тому или иному вопросу, - пишет А.Бентли, - отражает лишь соотношение между борющимися группами в момент голосования. То, что называется государственной политикой, в действительности представляет собой достижение равновесия в групповой борьбе в данный конкретный момент... Нет ни одного закона, который не отражал бы такого соотношения сил, находящихся в состоянии напряжения ”. Политическую власть, согласно А. Бентли, можно измерять лишь категорией силы, и нет такого политического процесса, который не означал бы балансирования разных групповых сил. В конечном итоге, по его мнению, в каждом конкретном случае политическое решение означает достижение равновесия: победитель пожинает лавры победы, а побеждённый признаёт своё поражение и, по крайней мере на время, успокаивается, подчиняясь этому решению. Однако, за побеждёнными сохраняется право перегруппировать свои силы и в будущем, обеспечив преимущество в силе, добиваться принятия политических решений в свою пользу.
Очевидно, теории Д. Мэдисона и А. Бентли очень похожи одна на другую, а по многим вопросам даже аналогичны. Так, и Д.Мэдисон, и А. Бентли считают деление общества на фракции (группы) естественным процессом и представляют все возможные политические изменения в обществе как следствие противоборства групп. Однако Д. Мэдисон определяет фракционность как “ безусловное зло ” , чрезвычайно опасное для республики или демократии и предлагает способы борьбы с этим злом. Что же касается А. Бентли, то он не видит большой опасности в групповой борьбе интересов и считает, что группы сами могут достигнуть равновесия в борьбе за свои интересы.
Теория
Артура Бентли явилась как бы современной
модификацией теории фракций, тем необходимым
элементом, который дал импульс
для более глубокого
Следуя за А. Бентли, Д. Трумэн определяет политический процесс прежде всего как “ процесс групповой конкуренции за власть над распределением ресурсов ”, а само общество - как множественность групп, взаимодействующих друг с другом, причём различные социальные институты лишь отражают эту групповую конкуренцию и взаимодействие, являются “ зависимыми переменными ” . Поскольку государство - это тот институт в современном обществе, через который осуществляется большая часть авторитетного распределения его ресурсов, группы, конкурирующие друг с другом, ищут доступ к этому ключевому центру принятия политических решений, пытаются добиться от него благоприятного для себя распределения ресурсов.
Д.Трумэн, как и А. Бентли, подчёркивает, что такая групповая конкуренция, несмотря на всю её остроту, в конечном счёте не нарушает равновесия и даже способствует поддержанию стабильности существующей политической системы. Залог такой стабильности в политической системе США Д. Трумэн видит в плюрализме групп, в том, что, как правило, американцы состоят одновременно членами нескольких, в определённых областях конкурирующих между собой групп. В результате, говорит Д. Трумэн, ни одна из групп не в состоянии подчинить полностью своим интересам государственную политику и поведение своих членов. Всё это, по мнению Д. Трумэна, и создаёт ту стабильность, в которой нуждается всякая политическая система.
Во всех сложноустроенных политических системах существуют механизмы которые являются так называемыми посредниками в отношениях государство- граждане. Довольно большую роль в данной системе занимают политические партии и группы интересов, различая между которыми заключаются в целях и методах их деятельности, ресурсах влияния на власть и другими. Особенно большая роль уделяется взаимоотношениям между государством и гражданским обществом. Группа интересов это зачастую добровольная организация которая формируется с целью отстаивания своих интересов в отношении с государством или же с другими политическими институтами. Эти организации представляют интересы различных социальных, этнических, национальных, религиозных и других общностей . Участвуя в реализации своих потребностей данные группы делают шаг от социальной активности к политической и чем шире круг потребностей тем больше и разнообразнее становится связь и взаимоотношения между общество и государством. Как правило группы интересов более распространены в тех сферах, которые связаны с экономической и социальной политикой. В таких ситуациях группы интересов можно рассматривать как группы давления, т.к. они оказывают весомый в клад в принятие\не принятие определенных законов которые непосредственно влияют на представителей данных групп.
Группы интересов
выполняют функцию некоего
1. Передают настроения
и требования определенных
2. Влияют на законодательный процесс,
разрабатывают законопроекты и представляют
их на рассмотрение правительств.
3. Выполняют важную роль при подборе экспертов
и специалистов на министерские должности,
открывая доступ на государственные посты
лицам с соответствующим опытом и окружением.
4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей
в реализации правительственных программ.
5. Осуществляют контакт с правительством
и способствуют выработке современных
и эффективных законов.
К основным Функциям групп интересов относят:
Функция которая преобразовывает различные социальные явления, такие например как чувство неудовлетворенности и солидарности, социальное ожидание и др., в политические требования. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения. Таким образом группы интересов селектируют политические требования ,некоторые из них отбрасывая, а иным придавая более важную роль. Такая деятельность предполагает проведение дискуссий, согласование позиций внутри группы,тем самым интегрируя различные группы для совместного принятия решений .
Процесс огласования
частных потребностей, установление между
ними определенной иерархии и выработкой
на этой основе общегрупповых целей. Эта
функция предполагает отбор не только
наиболее политически значимых требований,
но и тех, что имеют наилучшие шансы для
практического воплощения;
Функция во время
которой группы интересов доводят до органов
власти сведения о состоянии той или иной
проблемы общественной жизни, то есть
трансляция общественного мнения;
В научной литературе приводится различная типология групп интересов по разным критериям. В частности если рассматривать довольно близкого нашего политического соседа, Россию, то там, по мнению политологов, наиболее очевидной представляется их классификация по общественным сферам их деятельности:
Рассматривая
данную типологию можно прийти к
выводу что она также очень хорошо подходит
и для Украины, однако роль церкви в Украине
занимает гораздо меньшую роль нежели
в той же самой России, хоть и данное явление
имеет место быть.
Что же касается Украины
Относительно организованных групп в экономической сфере и в сфере трудовых отношений, то можно выделить основные промышленные компании металлургические комбинаты, директорами которых являются депутаты различных политических партий, как представленных в Верховной Раде так и нет, к данному перечню можно отнести таких влиятельных людей как: Ахметов Ринат Леонидович (( основатель компании «Систем Кэпитал Менеджмент», в состав которого входят крупнейшие предприятия по производству различных материальных и не материальных благ) депутат Верховной рады Украины от «Партии регионов»), Белый Алексей Петрович ((генеральный директор Мариупольского металлургического комбината «Азовсталь» ) депутат Верховной рады Украины от «Партии регионов»), Константин Валентинович Жеваго ((Контролирует группу «Финансы и Кредит») ) депутат Верховной рады Украины от БЮТ), Колесников Борис Викторович ((По официальным данным, активы Бориса Колесникова — «АПК-Инвест» и ЗАО «Конти») Министр инфраструктуры Украины, депутат «Партии Регионов») и это далеко не полный список лиц, которые напрямую заинтересованы в разрешении своих экономических вопросов посредством лоббизма.
организованные группы в сфере досуга и отдыха
В данной сфере,
рассматривая Украину, можно сделать
вывод что в ней менее
Что же касается ых движений, то относительно
России в Украине оно значительно ниже
хлть и имеет место быть.