Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:15, реферат
Значение семьи и родителей для гармоничного развития ребенка.
Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания
Гулдинги вывели
целый перечень родительских директив
(приводится расширенный вариант по тексту
В.К. Лосева, А.И. Луньков “Психосексуальное
развитие ребёнка”):
1. “Не живи” (“Мне не нужна такая
плохая девочка”, “Поскольку я все свои
силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать,
я так и не смогла...” etc.) Скрытым смыслом
передачи такой директивы является облегчение
управления ребёнком посредством возбуждения
в нём хронического чувства вины, связанного
с фактом самого его присутствия в жизни
родителя. Взрослый как бы заставляет
ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность
за нерешённые задачи взрослого. Известно,
что наказание смягчает чувство вины,
поэтому такие дети могут искать такие
ситуации, где они могут быть наказаны,
при том за что-то реальное (типа драки
или разбитого окна), а не за фикцию.
2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе
думать своей головой”, “Ну ты же не маленький,
чтобы...”). Такая директива достаётся
единственным или старшим детям и соединена
с подавлением детских, невинных желаний,
которые сами связаны со способностью
к творчеству, самопроявлению.
3. “Не расти” (“Ты ещё мала, чтобы
краситься”, “Мама тебя никогда не бросит”,
“Не торопись взрослеть”). Чаще всего
достаётся младшим или единственным детям.
Такую директиву ребёнку дают родители,
боящиеся взросления своего ребёнка и
наступления того момента, когда он, покинув
их семью, оставит их опять лицом к лицу
друг с другом, как в начале супружества.
4. “Не думай” (выражается в требованиях
не умничать, не рассуждать). Например,
желая отвлечь ребёнка от травмирующей
ситуации, мама отвечает на его вопросы
так: “Не думай об этом, забудь”, тем самым
лишая его возможности решить вставшую
перед ним проблему рациональными средствами.
5. “Не чувствуй”
(т.e. “Как ты смеешь злиться на учительницу,
она же тебе годится в матери”, “Не сахарный
– не растаешь”). Ребёнок с такой директивой,
запрещающей ему проявлять агрессивность
по отношению к учительнице, может начать
разряжаться на младших или более слабых
по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся
игнорировать телесные ощущения, легко
может утратить чувство физической безопасности
и стать склонным к травматизму.
6. “Не достигай успеха” (“Я сам
не смог закончить институт, но отказываю
себе во всём, чтобы ты смогла получить
образование”). Увы, в основе подобных
директив лежит бессознательная зависть
родителя к успеху ребёнка.
7. “Не будь лидером”
(“Будь как всё”, “Ну и зачем ты высовывался,
вышло хуже для тебя”). Родители, дающие
ребёнку такую директиву из лучших побуждений,
могут быть обеспокоены чувством зависти,
которое они, по их глубокому убежде-нию,
обречены вызывать у других людей.
8. “Не принадлежи” – её передают
детям родители, сами имеющие проблемы
в общении и видящие в ребёнке “единственного
друга”. В общении с ребёнком такие родители
могут всячески подчёркивать его исключительность,
непохожесть на других (в положительном
смысле).
9. “Не будь близким”. Эта директива
по смыслу напоминает предыдущую, но если
та проявляется в группе, то эта – в отношениях
с одним близким человеком. Родители, передающие
эту директиву, внушают тем самым ребёнку,
что никому (кроме них) доверять нельзя.
Вред этого подспудного указания в бессознательном
убеждении, “что любая близость опасна”.
10. “Не делай” – то есть не делай
сам, я буду делать это за тебя. Родители
дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам,
подожди меня”. Вырастая, эти дети будут
откладывать начало своих действий, попадать
в цейтнот, не догадываясь, что действуют
по инерции родительской директивы.
11. “Не будь самим собой”. Выражается
в выражениях типа “Почему Вася это может,
а ты нет?”, “Стремись к идеалу”; бывает
также , что родители хотели девочку, а
получился мальчик. Скрытый смысл данной
директивы – вызвать неудовлетво-рённость
своим нынешним состояние и пустить его
в непрерывную беготню по замкнутому кругу.
Будучи постоянно неудовлетворённым и
мотивируемым зави-стью, человек убегает
от самого себя.
12. “Не чувствуй себя хорошо”
(“Хоть у него была высокая температура,
он написал контрольную на 5”). Ребёнок,
получивший такую директиву, приучается,
с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает
к нему всеобщее внимание, а с другой –
к ожиданию, что плохое самочувствие повысит
ценность любого его действия.
Следование директивам
помогает маленькому и зависимому ребёнку
приспособиться к требованиям больших
и свободных людей (которые решают
свои собственные проблемы). Практически
воспитывать ребёнка, избегая директив,
не очень-то и возможно – для этого
требуется как минимум
5. Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей
Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.
Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.
Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.
1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение.
К таким последствиям приводят:
— отсутствие грудного вскармливания, которое кроме этого приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход;
— отсутствие совместного сна с мамой;
— ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается
— неправильное
применение памперсов именно тогда, когда
мама решает «не приучать ребенка к рукам».
Как правило, малыши, прежде чем сделать
свои маленькие делишки, плачут и зовут
маму на помощь. Это лишний повод взять
малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме
того постоянное ношение памперсов приводит
к нарушению контроля за мочеиспусканием
и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков,
так и у девочек.
2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:
— полный отказ
от пеленания. Ребенок до появления
на свет находится в условиях тесной
матки. После родов новый
— ранние прогулки,
т.е. прогулки в течение первого
месяца жизни открывают перед
малышом еще более громадные
просторы. Поэтому в течение первого
месяца жизни лучше оставаться дома
и сначала освоиться с
— динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.
3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят: — моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;
— проныривание
и плавание грудничков ставит ребенка
в ситуацию, когда он не может сопротивляться
действиям взрослого и как бы оказывается
на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация
очень часто заканчивается для ребенка
сверхстрессом, глубокой депрессией. Он
пришел в новые условия существования
из мира, где был полностью защищен, обеспечен
всем жизненно необходимым и огражден
от всех неприятностей. Гарантом такой
защиты была его мать. Потребность в защите
сохраняется у ребенка в течение всего
периода развития головного мозга (3 года),
т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное
существо, нуждающееся в опеке. И вдруг
мать отдает его чужой тете (а еще лучше
делает это сама), которая начинает его
топить, ставя на грань между жизнью и
смертью. Малыш не может понять ваших идей
о его развитии и оздоровлении. Он понимает
только то, что его жизни угрожает смертельная
опасность. Причем эта опасность проявляет
себя регулярно и имеет вселенские масштабы,
поскольку мать не может его защитить.
То же самое относится и к ситуации закаливания.
Но кроме этого проныривание имеет еще
один неприятный физиологический аспект.
У новорожденных носовые ходы узкие и
короткие, что обеспечивает им возможность
дышать поверхностно. Благодаря этому
в крови малышей первых месяцев жизни
поддерживается высокое содержание углекислоты.
Этот механизм помогает мягкой адаптации
малыша к новым условиям (внутриутробно
у плода кровь венозная, т.е. содержание
кислорода в ней понижено). Нормальное
развитие головного мозга младенца происходит
в условиях несколько пониженного содержания
кислорода в его крови. При проныривании
уровень кислорода, необходимый для развития
головного мозга, значительно понижается
и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание
несет в себе два вредоносных фактора
— асфиксию и стресс.
6. Рекомендации родителям
А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы:
а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив;
б) оставить
самому ребёнку право изжить
эти указания в рамках более
широкой человеческой общности.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребёнка и
преодолеть типичные ошибки семейного
воспитания, необходимо помнить общие
внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное
значение:
* Принимать активное участие в жизни семьи;
* Всегда находить время, чтобы поговорить
с ребёнком;
* Интересоваться проблемами ребёнка,
вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения
и таланты;
* Не оказывать на ребёнка нажима, помогая
ему тем самым самостоятельно при-нимать
решения;
* Иметь представление о различных этапах
в жизни ребёнка;
* Уважать право ребёнка на собственное
мнение;
* Уметь сдерживать собственнические инстинкты
и относиться к ребёнку как к равноправному
партнеру, который просто пока что обладает
меньшим жизненным опытом;
* С уважением относиться к стремлению
всех остальных членов семьи делать карьеру
и самосовершенствоваться.
Реферат по семейной психологии и педагогике
На тему:
Типичные
ошибки семейного воспитания детей.
,
Студентки ФНО-52
Полещук Анастасии
Информация о работе Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка