Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:15, реферат

Описание работы

Значение семьи и родителей для гармоничного развития ребенка.
Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания

Работа содержит 1 файл

Значение семьи и родителей для гармоничного развития ребенка.docx

— 42.18 Кб (Скачать)
  1. Значение семьи и родителей для гармоничного развития ребенка.

Семья – это  чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или  иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь  детей. Тем не менее, существует ряд  объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди  таковых можно отметить разрыв соседских, а не редко и родственных связей, все большая включенность женщины  в производственную деятельность и  ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени  на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые (вольно или невольно) допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти  взаимоотношения имеют воспитательный характер.

Родители  составляют  первую  общественную  среду  ребенка.   Личности

родителей  играют  существеннейшую  роль  в  жизни  каждого   человека.   Не

случайно, что  к родителям, особенно  к  матери,  мы  мысленно  обращаемся  в

тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие  отношения  ребенка

и родителей, - это  особые чувства, отличные от других эмоциональных  связей.

Специфика  чувств,  возникающих  между  детьми  и  родителями,  определяется

главным образом  тем, что забота родителей необходима для  поддержания  самой

жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно  необходимая

потребность маленького человеческого  существа.  Любовь  каждого  ребенка  к

своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в  первые

годы  жизни  любовь   к   родителям   обеспечивает   собственную   жизнь   и

безопастность,  то  по  мере  взросления  родительская  любовь  все   больше

выполняет функцию  поддержания и безопастности внутреннего, эмоционального  и

психологического  мира человека. Родительская любовь -  источник  и  гарантия

благополучия  человека, поддержания телесного  и душевного здоровья. 

Именно поэтому  первой и основной задачей родителей  является создание у

ребенка уверенности  в том, что его любят и о  нем заботятся. Никогда, ни  при

каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской  любви.

Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей -  это

относиться к  ребенку в любом возрасте любовно  и внимательно. 

И, тем  не  менее,  подчеркивание  необходимости  создания  у  ребенка

уверенности в  родительской  любви  диктуется  рядом  обстоятельств.  Не  так

редки случаи, когда  дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются  в

психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные  связи  с

самыми   близкими   людьми.   Психологами   доказано,   что   за   трагедией

подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят  не  любящие

своих детей  родители.  Главное  требование  к  семейному  воспитанию  -  это

требование любви. Но здесь очень важно понимать, что  необходимо  не  только

любить ребенка  и руководствоваться любовью  в своих повседневных  заботах  по

уходу за ним, в  своих усилиях по его воспитанию, необходимо,  чтобы  ребенок

ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят,  был  наполнен  этим

ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и  конфликты  ни  возникали

в его отношениях с родителями  или  в  отношении  супругов  друг  с  другом.

Только при  уверенности ребенка в родительской любви  и  возможно  правильное

формирование  психического  мира  человека,  только  на  основе  любви  можно

воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. 

      Многие родители считают, что  ни в коем случае нельзя  показывать  детям

любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что  его  любят,  это

приводит  к  избалованности,   эгоизму,   себялюбию.   Нужно   категорически

отвергнуть это  утверждение. Все эти  неблагоприятные  личностные  черты  как

раз возникают  при недостатке  любви,  когда  создается  некий  эмоциональный

дефицит, когда  ребенок лишен  прочного  фундамента  неизменной  родительской

привязанности. Внушение ребенку чувства, что его  любят и  о  нем  заботятся,

не зависит  ни от времени,  которое  уделяют  детям  родители,  ни  от  того,

воспитывается ребенок дома или  с  раннего  возраста  находится  в  яслях  и

детском саду. Не связано это и с обеспечением  материальных  условий,  с

количеством вложенных  в  воспитание  материальных  затрат.  Более  того,  не

всегда  видимая  заботливость  иных  родителей,  многочисленные  занятия,  в

которые включается по их инициативе  ребенок,  содействуют достижению  этой

самой главной  воспитательной цели. 

Глубокий  постоянный  психологический  контакт  с   ребенком   -   это

универсальное требование к воспитанию, которое  в  одинаковой  степени  может

быть рекомендовано  всем родителям, контакт необходим  в  воспитании  каждого

ребенка  в  любом  возрасте.  Именно  ощущение  и  переживание  контакта   с

родителями дают детям  возможность  почувствовать  и  осознать  родительскую

любовь, привязанность  и заботу.

     Отсутствие  должного контроля за поведением ребенка, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих его достоинств формируют истерические черты характера. Те же последствия вызывает и безразличное отношение, своего рода отвержение. Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой – могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство. Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к бегству из дома, к бродяжничеству, во время которого часто совершаются серьезные проступки. 

     Родительские  установки довольно часто оказываются  связанными с супружескими отношениями, с отношениями к собственным  родителям, с личными особенностями  взрослых членов семьи и детей. К  тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций, у них может отсутствовать  родительская мотивация, чувство ответственности  за воспитание ребенка может быть не развито или, напротив, гипертрофировано. Они могут испытывать дефицит  уважения к себе и вследствие этого  не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие.

     Самой распространенной ситуацией во многих нынешних семьях является неумение, а  иногда и нежелание родителей  строить свои взаимоотношения с  детьми на основе разумной любви. Рассматривая ребенка как личную и частную  собственность, такие родители могут  либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую  прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклонятся от воспитания, предоставляя ребенку полную свободу. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить что-либо в деформированной личности ребенка, бывает невозможно. 

      2. Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

а) воспитание и потребность  в эмоциональном  контакте;  
У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.  
Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.  
 
б) воспитание и потребность смысла жизни;  
Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.  
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.  
 
в) воспитание и потребность достижения;  
У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»  
Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.  
 
г) воспитание как реализация определенной системы;  
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.  
Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.  
 
д) воспитание как формирование определенных качеств.  
Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.  
Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.  

Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.  
 
 
3. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания  
 
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.  
Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями.

Гиперопека – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Пренебрежение. Родительские ошибки многообразны, но одна из самых серьёзных – пренебрежение собственным ребёнком. Причин этому может быть сколько угодно – родители слишком заняты на работе, устраивают свою личную жизнь, непонимание между детьми и родителями. Иногда причиной, по которой ребёнок остаётся без должного внимания, может стать банальное пьянство родителей, а иногда и тяжёлые роды, воспоминания о которых не позволяют матери проявить свою любовь полностью. Ребёнок, который растёт в такой семье, может серьёзно отставать в развитии, но кроме этого, часто наблюдаются нарушения психики, ведь малыш чувствует свою ненужность, он ощущает себя лишним в жизни самых близких людей. Иногда пренебрежение выражается в полном равнодушии в судьбе ребёнка, иногда всего лишь в частых окриках «мне некогда» или «не мешай», но это всегда наносит серьёзный вред. 
 
Неоправданные надежды. Ещё одна распространённая ошибка родителей – ожидание от своего ребёнка слишком многого. Часто родители или другие близкие родственники ребёнка воспринимают малыша, как последний шанс реализовать свои амбиции. Мама мечтала стать балериной, папа хотел покорить космос, бабушка грезила музыкой, а отдувается за всё это ребёнок, которого так и видят гением. Риск такого отношения в том, что желания ребёнка часто не совпадают с ожиданиями родителей, он делает всё из-под палки, а значит, не так уж гениально, как бы хотелось родителям. И это приводит к тому, что родители перестают считать своего ребёнка умным, уникальным и талантливым только потому лишь, что он преуспевает не в той области, в которой им бы хотелось. Это приводит к ослаблению связей и частым ссорам, многим комплексам и большим проблемам внутри семьи и каждого её члена. 
 
Жестокость
. Пожалуй, только этой ошибке нет оправдания. Причин жестокого обращения с ребёнком может быть множество, но ни одна из них не имеет отношения к ребёнку. Слишком строгие наказания и физическое насилие – это всегда вина взрослых. Иногда родители слишком авторитарны по отношению к ребёнку, они просто не воспринимают его личность и его мнение, и не задумываются о том, что и такое поведение жестоко. Агрессивность и жестокость воспитывают в ребёнке стойкую привычку относиться к себе и окружающим только так, а это значит, что велика вероятность, что из такой семьи выйдет ещё один тиран. К тому же, вряд ли есть нужда повторять, что жестокое обращение с ребёнком чрезвычайно опасно и для сами родителей – как правило, вырастая, дети не забывают родительских ошибок и считают своим долгом отомстить за них. Это может выражаться как в полном пренебрежении, так и в ответном насилии. О счастье в таких семьях речи не идёт. 
 
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:  
1.Уход от проблемы (чисто деловое общение)  
2.Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.  
3.Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)  
4.Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.  
 
4. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания  
 
Если ребёнку в детстве родители постоянно внушали, что он: "тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым ребёнок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного "Я" доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.  
Нерешённые психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде. Скрытым формам программирования развития детей в семье уделяется большое внимание в работах представителей трансактного анализа – Э. Берна, Р. и М. Гулдинг.  
Я нахожу, что этот вопрос, относящийся к компетенции психотерапии, должен быть рассмотрен именно в контексте реферата по семейной педагогике. Ведь решая свои нерешённые проблемы, родители смогут эффективно помочь своему ребёнку!  
Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: “Когда же ты наконец поумнеешь?”, “Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я...” или “Эх ты, моё горе”. Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть “родительскими директивами”. Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге “Психотерапия нового решения” и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполенние которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом.

Информация о работе Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка