Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:09, контрольная работа
Каждая психологическая школа, каждое направление, как известно, отличается своим пониманием психологической единицы. Исходя из этого, целая система основных психологических понятий трактуется своеобразно. Лишь с позиций той или иной психологической концепции, можно последовательно описать факты, вычислить корреляции, разработать модели, объединяющие единицу психологического явления, проследить путь становления психологии как самостоятельной науки и освобождения ее от различных философских направлений.
Введение 3
1. Проблема установки. Понятие и виды установки 4
2. Обобщенный характер установки 7
3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе 9
Библиография 14
Пока
имеется факт иллюзорного переживания,
возможно говорить об активности, лежащей
в основе фиксированной установки. В зависимости
от того, как протекает это переживание,
открывается возможность судить об особенностях
этой установки, следить за процессом
ее протекания. Таким образом, наблюдение
иллюзии открывает возможность изучения
установок, лежащих в основе этих переживаний
[8].
3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе
В конце 20-х – начале 30-х годов психология испытывала методологический кризис. В силу отсутствия единой теоретической и методологической базы в психологии возникла тенденция накопления фактов и эмпирических закономерностей, которые не подвергались научному обобщении.
К
этому времени относится
Главной причиной успеха работы в этом направлении послужило то обстоятельство, что Д. Н. Узнадзе создал метод исследования указанного состояния. Существовавшие факты установки и создание методов их искусственного вызывания сделали возможным формирование теории установки, наметившей перспективы познания психологической активности человека. Если раньше психология была ограничена сферой переживания человека, то сейчас она вышла за пределы этой сферы и превратила в объект своего познания единые закономерности переживаний и деятельности человека. Это было новым шагом в развитии психологии переживания и психологии поведения [2].
Как известно, первая из них удовлетворялась описанием субъективных переживаний человека, тогда как его реальная деятельность оставалась в принципе неизученной, вторая же изучала лишь объективные движения индивида. Поэтому для обоих течений настоящая природа человека оставалась недоступной. Открытие сферы установки сделало возможным изучение переживаний и действий человека в единстве [3].
Помимо
этого Д. Н. Узнадзе путем
Данное обстоятельство проявляется в том, что испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия. Открытие этой удивительной закономерности открывало совершенно новый путь в психологии как в деле изучения психологических вопросов языка, так и в понимании природы психической активности. После этого исследования процесс наименования превратился в объект интенсивного изучения.
Большое значение также экспериментальные исследования по вопросу формирования понятия. Были рассмотрены этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека [9].
Помимо
этого были получены серьезные данные
о ступенях развития мышления, в
то же время был сформулирован
комплексный метод исследования
формирования понятия, который в
дальнейшем использовался многими
исследователями для изучения закономерностей
данного процесса. Полученные результаты
рассматривались и
Таким образом, Д. Н. Узнадзе
сформировал
Заслуга
Д. Н. Узнадзе состоит именно в
том, что «малую теорию» установки
он постепенно преобразовал в общепсихологическую
теорию, направленную на познание основных
закономерностей
Таким
образом, Д. Н. Узнадзе показал, что
особенности протекания деятельности
и сознания человека служат выявлением
установочного действия целостного
субъекта. На основе теории установки
впервые стало возможным
Наряду с фундаментальными вопросами психологии сало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека (многочисленные исследования подтвердили, что в основе типа темперамента и характера личности лежит типология установки) [8].
Достижением
теории установки считается также
и то, что она оказалась в
существенной связи с патопсихологическими
изменениями личности. Экспериментально
было доказано, что у больных шизофренией,
истерией, эпилепсией процесс выработки
и затухания установки
В 40-е – 50-е годы произошла реконструкция общепсихологической теории установки. Постепенно все более актуальным становилось изучение вопросов социальных взаимодействий людей. По сравнению с другими психологическими течениями теория установки имела определенные преимущества в деле изучения психических вопросов социальной природы человека. Однако использование этих преимуществ требовало выдвижения новых аспектов. Стала необходимой разработка с позиций теории установки таких психологических понятий, которые обязательны для познания социально-психологической активности человека: проблемы внимания, внутренняя форма языка, проблема объективации и др. [7].
В
этом аспекте установка уже
Библиография