Теория установки Д. Н. Узнадзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Каждая психологическая школа, каждое направление, как известно, отличается своим пониманием психологической единицы. Исходя из этого, целая система основных психологических понятий трактуется своеобразно. Лишь с позиций той или иной психологической концепции, можно последовательно описать факты, вычислить корреляции, разработать модели, объединяющие единицу психологического явления, проследить путь становления психологии как самостоятельной науки и освобождения ее от различных философских направлений.

Содержание

Введение 3
1. Проблема установки. Понятие и виды установки 4
2. Обобщенный характер установки 7
3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе 9
Библиография 14

Работа содержит 1 файл

Узнадзе. Теория установки.1.docx

— 30.26 Кб (Скачать)

     Пока  имеется факт иллюзорного переживания, возможно говорить об активности, лежащей в основе фиксированной установки. В зависимости от того, как протекает это переживание, открывается возможность судить об особенностях этой установки, следить за процессом ее протекания. Таким образом, наблюдение иллюзии открывает возможность изучения установок, лежащих в основе этих переживаний [8]. 

     3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе

     В конце 20-х – начале 30-х годов  психология испытывала методологический кризис. В силу отсутствия единой теоретической  и методологической базы в психологии возникла тенденция накопления фактов и эмпирических закономерностей, которые  не подвергались научному обобщении.

     К этому времени относится формирование понятия установки, которое подразумевает  реальное психическое состояние  человека и может служить основой  взаимодействия, единства сознания человека и объективной действительности. Объединив теоретическую и экспериментальную  работу, Д. Н. Узнадзе смог обнаружить то реальное психическое состояние, которое выражает готовность человека к определенному поведению. Выяснилось, что существует целостное психическое состояние человека, определяющее его будущую деятельность и работу сознания [11].

     Главной причиной успеха работы в этом направлении  послужило то обстоятельство, что  Д. Н. Узнадзе создал метод исследования указанного состояния. Существовавшие факты установки и создание методов  их искусственного вызывания сделали  возможным формирование теории установки, наметившей перспективы познания психологической  активности человека. Если раньше психология была ограничена сферой переживания  человека, то сейчас она вышла за пределы этой сферы и превратила в объект своего познания единые закономерности переживаний и деятельности человека. Это было новым шагом в развитии психологии переживания и психологии поведения [2].

     Как известно, первая из них удовлетворялась  описанием субъективных переживаний  человека, тогда как его реальная деятельность оставалась в принципе неизученной, вторая же изучала лишь объективные движения индивида. Поэтому  для обоих течений настоящая  природа человека оставалась недоступной. Открытие сферы установки сделало  возможным изучение переживаний  и действий человека в единстве [3].

     Помимо  этого Д. Н. Узнадзе путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенной случайно без какой-либо мотивации, напротив эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу.

     Данное  обстоятельство проявляется в том, что испытуемые видят некоторое  сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для  определенных рисунков они подбирают  в качестве наиболее подходящих строго определенные названия. Открытие этой удивительной закономерности открывало  совершенно новый путь в психологии как в деле изучения психологических  вопросов языка, так и в понимании природы психической активности. После этого исследования процесс наименования превратился в объект интенсивного изучения.

     Большое значение также экспериментальные  исследования по вопросу формирования понятия. Были рассмотрены этапы  овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой  «функциональные эквиваленты» понятий  взрослых и позволяют постичь  единый и естественный путь развития мышления человека [9].

     Помимо  этого были получены серьезные данные о ступенях развития мышления, в  то же время был сформулирован  комплексный метод исследования формирования понятия, который в  дальнейшем использовался многими  исследователями для изучения закономерностей  данного процесса. Полученные результаты рассматривались и использовались психологами С. Рубинштейном, Брушлинским, В. Штерном, Г. Думасом, и др. [1].

       Таким образом, Д. Н. Узнадзе  сформировал общепсихологическую  теорию установки. Обычно в  психологии говорят о теории  двух рангов. Существуют специфические  теории восприятия, мышления, внимания, фантазии и других психологических  явлений, которые служат пониманию  и объяснению особенностей указанных  феноменов. Такие теории известны  по именем «малых теорий», однако они всегда основываются на какой-либо общепсихологической теории. В истории психологии известно не такое уж большое количество общепсихологических теорий. Среди них следует отметить: ассоцианизм, психоаналитическую теорию Фрейда, гештальттеорию и американскую, бихевиористичекую психологию. 

     Заслуга Д. Н. Узнадзе состоит именно в  том, что «малую теорию» установки  он постепенно преобразовал в общепсихологическую  теорию, направленную на познание основных закономерностей психологической  активности. На основе общепсихологической  теории установки становится возможным  постижение и познание общих закономерностей  протекания психической активности человека, его действия и сознания. Общепсихологическая теория установки  формировалась параллельно и  в противовес гештальттеории, психоанализу, бихевиоризму и другим большим теориям.

     Таким образом, Д. Н. Узнадзе показал, что  особенности протекания деятельности и сознания человека служат выявлением установочного действия целостного субъекта. На основе теории установки  впервые стало возможным изучение психологической теории тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и протеканием  сознания. В то же время была преодолена теория непосредственной и механической связи между средой и сознанием.

     Наряду  с фундаментальными вопросами психологии сало возможным изучение проблем  психологической типологии, поскольку  они оказались в существенной связи с типологией установки  человека (многочисленные исследования подтвердили, что в основе типа темперамента и характера личности лежит типология  установки) [8].

     Достижением теории установки считается также  и то, что она оказалась в  существенной связи с патопсихологическими изменениями личности. Экспериментально было доказано, что у больных шизофренией, истерией, эпилепсией процесс выработки  и затухания установки характеризуется  своими специфическими по сравнению  со здоровыми испытуемыми закономерностями.

     В 40-е – 50-е годы произошла реконструкция  общепсихологической теории установки. Постепенно все более актуальным становилось изучение вопросов социальных взаимодействий людей. По сравнению  с другими психологическими течениями  теория установки имела определенные преимущества в деле изучения психических  вопросов социальной природы человека. Однако использование этих преимуществ требовало выдвижения новых аспектов. Стала необходимой разработка с позиций теории установки таких психологических понятий, которые обязательны для познания социально-психологической активности человека: проблемы внимания, внутренняя форма языка, проблема объективации и др. [7].

     В этом аспекте установка уже рассматривалась, как психическое явление, однако для ее характеристики потребовалась  разработка понятия бессознательного психического. Таким путем был  введен принцип иерархии, и появилась  возможность рассмотрения двух уровней  психической активности. Д. Н, Узнадзе  охарактеризовал основные аспекты  уровней установки и объективации в психической активности и тем  самым заложил фундамент для  совершенно нового этапа развития психологии установки. После этого предметом  исследования психологии установки  стали специфические человеческие проблемы, чем была создана основа для проведения социально-психологических  исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 

  1. Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней. – М., 1990. – С. 301 – 365.
  2. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. – М., 1999. – С. 644 – 647.
  3. Петровский А. В. История советской психологии. – М., 1967.
  4. Психологические исследования, посвященные Д. Н. Узнадзе / Под ред. А. С. Прангишвили. – Тбилиси, 1973. – С. 20 – 24.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. I. – М., 1989. – С. 62 – 104.
  6. Теплов Б. М. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. II. – М., 1985. – С. 190 – 198.
  7. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М., 1966. – С. 140 – 158, 179 – 180, 231 – 233.
  8. Узнадзе Д. Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. – М., 1997.
  9. Хрестоматия по психологии / Под ред. Мироненко В. В. – М., 1977. – С. 229 – 236.
  10. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976. – С. 429 – 434.
  11. Ярошевский М. Г. Психология XX столетия: Теоретические проблемы развития психологической науки. – М., 1974. – С. 90 – 101.

Информация о работе Теория установки Д. Н. Узнадзе