Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:09, контрольная работа
Каждая психологическая школа, каждое направление, как известно, отличается своим пониманием психологической единицы. Исходя из этого, целая система основных психологических понятий трактуется своеобразно. Лишь с позиций той или иной психологической концепции, можно последовательно описать факты, вычислить корреляции, разработать модели, объединяющие единицу психологического явления, проследить путь становления психологии как самостоятельной науки и освобождения ее от различных философских направлений.
Введение 3
1. Проблема установки. Понятие и виды установки 4
2. Обобщенный характер установки 7
3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе 9
Библиография 14
Содержание
Введение | 3 |
1. Проблема установки. Понятие и виды установки | 4 |
2. Обобщенный характер установки | 7 |
3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе | 9 |
Библиография | 14 |
Введение
Каждая
психологическая школа, каждое направление,
как известно, отличается своим пониманием
психологической единицы. Исходя из
этого, целая система основных психологических
понятий трактуется своеобразно. Лишь
с позиций той или иной психологической
концепции, можно последовательно
описать факты, вычислить корреляции,
разработать модели, объединяющие единицу
психологического явления, проследить
путь становления психологии как
самостоятельной науки и
По мнению Д. Н. Узнадзе, рассмотрение психических явлений и причин их возникновения невозможно без такого понятия как субъект деятельности (личность). Реализуя принцип единства психики и деятельности, Узнадзе в понятие установки оба основополагающих момента, которые признаны как необходимые составляющие для построения психологической теории.
Установка
– факт целостной природы –
характеризует активного
Деятельность,
возникшая на основе установки, протекает
на двух уровнях: на уровне единства актуальной
потребности и ситуации, удовлетворяющую
эту потребность и на уровне единства
потребности и воображаемой ситуации,
созданной в результате объективации
деятельности. Таким образом, модус
активности личности – особенности
структуры установки –
Как видно, Д. Н. Узнадзе создал оригинальное направление в психологии, которое нашло широкое признание, как у нас, так и за пределами нашей страны. Теория установки Д. Н. Узнадзе превратилась в одну из серьезных теоретических направлений психологии. По мнению известных психологов А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Д. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева и А. Г. Лурии, психологическое наследие Д.Н.Узнадзе представляет собой значительное достижение нашей науки, внесшее вклад в формирование и развитие психологии [5; 6].
На современном этапе, когда стала совершенно ясной необходимость использования достижений психологической науки в производстве и общественной жизни, особенно повысился интерес к теории установки.
1. Проблема установки: понятие и виды установки
Возникновению
сознательных психических процессов
предшествует состояние, которое ни
в какой степени нельзя считать
непсихическим, только физиологическим
состоянием. Это состояние называется
установкой – готовность к определенной
активности, возникновение которой
зависит от наличия следующих
условий: от потребности, актуально
действующей в данном организме,
и от объективной ситуации удовлетворения
этой потребности. Это два необходимых
и вполне достаточных условия
для возникновения установки
– вне потребности и
Установка представляет собой первичное; целостное, недифференцированное состояние. Это не локальный процесс – для него, скорее, характерно состояние иррадиации и генерализации. Несмотря на это, основываясь на данных экспериментального исследования установки, становится возможным характеризовать ее с различных точек зрения [4].
Прежде всего, оказывается, что установка в начальной фазе обычно выявляется в форме диффузного, недифференцированного состояния и, чтобы получить определенно дифференцированную форму, становится необходимым прибегнуть к повторному воздействию ситуации. На той или иной ступени такого рода воздействия установка фиксируется и становится определенной формой фиксированной установки [7].
Разновидности состояния установки
1. Фиксированная установка. При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Эта деятельность, в первую очередь, зарождается в форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю внутренних и внешних актов поведения. В итоге многократного повторения опытов у испытуемого фиксируется установка, возникающая при каждой отдельной экспозиции. Повторение при этом играет решающую роль, оно дает возможность зафиксировать возникающую при каждой отдельной экспозиции установку. Поэтому установочные опыты называют фиксирующими.
2. Диффузная установка. Часто установочные опыты не являются обязательно и во всех случаях фиксированными. В некоторых случаях, когда начинает действовать на субъекта какой-нибудь новый, впервые ему встречающийся объект, то вызываемая им установка должна носить диффузный, мало определенный характер. При этом можно сказать, что она недостаточно еще дифференцировалась и в результате этого субъект не может точно идентифицировать этот объект. Только с течением времени, по мере увеличение числа повторных воздействий того же объекта, вызываемая им установка постепенно дифференцируется и определяется как установка, специфичная именно для этого случая. Установочные опыты в этом случае являются дифференцирующими.
Установка вырабатывается на
воздействие субъекта ситуации,
дифферентных в количественном
или качественном отношениях, причем
значительной разницы между
Эта
закономерность проявляется в различных
направлениях, и она с разных сторон
характеризует состояние
Однако
в данном случае выявляется и факт
индивидуальных вариаций: с точки
зрения полноты ликвидации, различается
установка статическая и
Таким образом, установка может быть характеризована с различных точек зрения и ее особенности должны быть квалифицированы с разных сторон.
Результаты
экспериментального изучения установки
позволили выявить и
Но вместе с этим существует полное соответствие между этими проявлениями («функциями») установки. Каждая из них в какой-то степени объясняет одну единую целостную особенность установки. Каждая из этих «функций» как определяющая деятельность является различными аспектами, переходящими один в другой.
Прежде всего, становится ясной связь установки как понятия целостной организации индивида с психологической проблемой сущности субъекта деятельности как определенным образом организованной системы. Индивид постольку является субъектом деятельности, поскольку он «организуется» не в момент деятельности, а подготовлен к ней, «установлен» в определенную сторону, на определенную активность. Кроме того, ясно и то, что понятие установки освещает психологическую сущность единства, целостности деятельности.
В конкретных условиях деятельности индивид, субъект осуществляет единое, целостное поведение. Целостность деятельности – это система («настроенность», «установленность»), организация всех процессов, имеющих место при ее осуществлении. Поскольку вся особенность и все своеобразие деятельности индивида в каждый дискретный момент зависит в первую очередь от ее целостной организации, совершенно естественно возникает проблема понятия системы, принципа взаимосвязи и организации всех процессов переживаний и действий, имеющих место при осуществлении деятельности; возникает проблема «конечного общего пути», которая может быть сформулирована так: к какой единице динамической структуры целостно-личностного изменения и в какой форме сводим действующий субъект в каждый дискретный момент. Понятие установки позволяет решить эту проблему [8].
Таким
образом, установку следует трактовать
как модус целостного субъекта (личности)
в каждый дискретный момент его деятельности
– модус, который представляет собой
высший уровень организации «
2. Обобщенный характер установки
Установка представляет собой состояние, которое, не будучи само содержанием сознания, все же оказывает решающее влияние на его работу. В этом случае настоящее положение вещей следовало бы представить себе следующим образом: представления и мысли, чувства и эмоции, акты волевых решений представляют собой содержание сознательной психической жизни, и, когда эти психические процессы начинают проявляться и действовать, они по необходимости сопровождаются сознанием. Сознавать поэтому – значит представлять и мыслить, переживать эмоционально и совершать волевые акты.
При этом было бы ошибкой утверждать, что этим исчерпывается все, что свойственно живому существу вообще, и особенно человеку, не считая его физического организма. Кроме сознательных процессов, в нем совершается еще нечто, что само не является содержанием сознания, но определяет его в значительной степени, лежит в основе этих сознательных процессов.
Эта
установка, проявляющаяся фактически
у всякого живого существа в процессе
его взаимоотношений с
В
изучении явления иллюзии лежит
некоторое специфическое
Д. Н. Узнадзе были проведены исследования иллюзии объема, иллюзии силы давления, иллюзии слуха, иллюзии освещения, иллюзии количества и веса. Остановимся подробно на одном из экспериментов – иллюзии веса. Если давать испытуемому задачу, повторно, несколько раз подряд, поднять пару предметов заметно неодинакового веса, причем более тяжелый правой, а менее тяжелый левой рукой, то в результате выполнения этой задачи у него вырабатывается состояние, при котором и предметы одинакового веса начинают ему казаться неодинаково тяжелыми, причем груз в той руке, в которую предварительно он получал более легкий предмет, ему начинает казаться чаще более тяжелым, чем в другой руке.
Таким образом, факт возникновения иллюзий обуславливается исключительно опытами с неравными объектами, предшествующими экспозиции равных критических объектов. Без этих предшествующих экспозиций иллюзии обычно не бывает. Следовательно, эти экспозиции и являются необходимым условием возникновения иллюзии, а так же выработки в субъекте, под влиянием повторных установочных опытов, готовности восприятия все тех же неравных объектов. Следовательно, эту готовность можно трактовать именно как установку.