Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 01:15, реферат
Согласно теории типов личности Г. Айзенка, элементы личности могут быть расположены иерархически. В предложенной Г. Айзенком схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
1. Теория личностных черт Г. Айзенка……………………………………………..………….3
1. Основные концепции и принципы теории типов личности………………...………..3
2. Основные типы личности. ……………………………………………………….…….4
1.3 Нейрофизиологические основы черт и типов………………….………………………6
2. Личностные опросники Г. Айзенка……………………………………………...………….7
3. Апробация метода………………………………………………………………...….………10
3.1 Описание процедуры проведения теста - опросника Г. Айзенка……………..…….10
3.2 Интерпретация результатов теста……………………………………………..……....11
3.3 Психологический портрет личности………………………………..……………...….12
Список литературы…………………………………………………………………………..…14
Предварительные исследования были проведены с использованием перечня из 261 вопроса, заимствованного из разных опросников. По результатам, полученным по шкале ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно среди мужчин и женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высокими и низкими показателями. В итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их основе построили две шкалы — экстра—интроверсии и нейротизма — по 24 вопроса в каждой. С помощью установленных ранее «ключей» сравнили результаты исходных групп. Для отдельных вопросов были рассчитаны коэффициенты интеркорреляции, подвергнутые затем факторному анализу. Два выделенных фактора соответствовали первоначально предположенным — экстра—интроверсии и нейротизму. [7]
Коэффициент надежности МРІ, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстра—интроверсии — 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой — 0,83 и 0,81 соответственно. Валидность обеих шкал МРІ устанавливали способами, которые признаны многими исследователями методически несостоятельными, поэтому она не доказана. Обнаружена корреляция между шкалами экстра—интроверсии и нейротизма с коэффициентом 0,15-0,40, что противоречит исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности. Разработан сокращенный вариант МРI из 12 вопросов. Коэффициенты корреляции с полным опросником составляют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра—интроверсии — 0,87. [7]
Практическое использование МРІ показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах). Г. Айзенк не смог убедительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных работах замечания, однако, несмотря на критику, MPI долгое время применяли в зарубежных психодиагностических исследованиях. Сведений об использовании в СНГ нет.
На основе дальнейших исследований Г. Айзенка, направленных на анализ составляющих экстра—интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название «Айзенка личностный опросник» (ЕРІ). Опубликован в 1963г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра— интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаны две эквивалентные формы опросника — А и В. [3]
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимостии от проявлений диагносцируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса. В ходе разработки ЕРІ было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядкаа, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как «импульсивность» и «общительность».
Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра—интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления — 0,74-0,91. [7]
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (ЕРQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра—интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРІ, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстра—интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буферные», ответы на которые не учитываются). [6]
Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем — поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Во многих
зарубежных исследованиях аргументированно
доказывается, что введение такого личностного
измерения, как психотизм, не имеет научного
обоснования, экспериментальные данные
противоречивы, а использование шкалы
психотизма на практике может способствовать
появлению ложных диагностических ориентиров.[6]
3. Апробация метода.
3.1 Описание процедуры проведения теста - опросника Г. Айзенка.
Краткое описание методики:
Тест, созданный английским психологом Г. Айзенком, является одним из самых распространенных методик для изучения темперамента. Основан на следующих теоретических представлениях: всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и нейротизма.
Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия).
Второй фактор — нейротизм — описывает некоторое свойство - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип.
Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента. Кон
Инструктирование испытуемой:
Вам предлагается вопросы, касающиеся Вашего поведения и чувств. При положительном ответе на вопрос («да») поставьте знак «+» в столбце «Ответ». При отрицательном ответе на вопрос («нет») поставьте знак «–» в столбце «Ответ». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание, так как необходимо зафиксировать Вашу первую реакцию, а не результат долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание Ваших способностей, а лишь выяснение особенностей Вашего поведения.
Полученные данные:
Показатель по шкале «Искренность»:
Числовой показатель | Интерпретация |
3 | Откровенный |
Интерпретация показателей по шкалам «Экстравертированность» и «Невротизм:
Численный показатель | 15-18 (16) | 7-10 (10) |
Интерпретация
для шкалы « |
Потенциальный
экстраверт |
- |
Интерпретация для шкалы «Невротизм» | - | Потенциальный конкордант |
3.2
Интерпретация результатов
Испытуемого можно охарактеризовать как человека изначально ориентированного на внешний мир, он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним, отличается повышенной активностью и вниманием к тому, что происходит вокруг него. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.
Будучи отнесенным к типу
Согласно
классификации темперамента, на основании
пересечения двух характеристик – нейротизма
и экстраверсии, респондента можно скорее
отнести к сангвиникам.
Обладая сильной нервной системой, а значит,
и хорошей работоспособностью, он легко
переходит к другой деятельности, к общению
с другими людьми. Испытуемая стремится
к частой смене впечатлений, легко и быстро
отзывается на происходящие события, сравнительно
легко переживает неудачи. В целом
характеризуется непринужденностью, жизнерадостностью,
склонностью к лидерству.
3.3 Психологический портрет личности.
Личность испытуемой достаточно гармонична, отличается уверенностью в себе, настойчивостью в достижении цели. В целом человек довольно оптимистично настроенный и жизнерадостный, как правило, выступает против излишней драматизации ситуации.
Инициативна и энергична, предприимчива, заинтересована многими сферами деятельности, разносторонне развита. Предпочитает спонтанность, подвижна, легка на подъем. Испытывает неприязнь к однообразной работе, не терпит рутины, часто демонстрирует гибкость в подходах к чему-либо, болезненно реагирует на посягательства, касающиеся ее свободы. Легко ориентируется в ситуации неопределенности, приспосабливается к новой обстановке, быстро принимает решения, ориентирована на настоящее и будущее.
Амбициозна, обладает для нее характерна высокая мотивация достижения в значимых областях (например, в работе), стремится к лидерству, любит побеждать, ориентирована на результат, требовательна к себе и окружающим, самолюбива, ярко выражено чувство собственного достоинства. Решительна и настойчива в достижении поставленных целей. Готова к риску и склонна к авантюрам, азартна.
Важно удовлетворение социальных потребностей и потребности в самовыражении, реализации творческих способностей.
Характеризуется легкостью вступления в контакт, общительностью. Не редко придерживается активной доминирующие позиции в разговоре, требует внимания к собственной персоне, но при этом способна выслушать другого, позволить ему отстаивать свою точку зрения, поэтому стиль межличностный отношений скорее демократический.
Отзывчива, внимательна к друзьям, проявляет искренний интерес к их жизни, обладает развитым чувством юмора, порой прибегает и к самоиронии.
Чувства
легко возникают и сменяются, эмоциональные
переживания, как правило, неглубоки. Мимика
богатая, подвижная, выразительная. Несколько
непоседлива, нуждается в новых впечатлениях,
недостаточно регулирует свои импульсы,
не умеет строго придерживаться выработанного
распорядка жизни, системы в работе. Порой
может испытывать трудности выполнением
дела, длительного и методичного напряжения,
усидчивости, устойчивости внимания, терпения. Часто
действует под влиянием момента, импульсивна,
вспыльчива, но беззаботна, оптимистична,
добродушна, весела. Предпочитает движение
и действие, имеет тенденцию к агрессивности.
Чувства и эмоции не имеют строгого контроля,
склонна к рискованным поступкам.
Список
литературы:
1. Айзенк Г., Г.Вильсон Как измерить личность М., 2000.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.
3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.
4. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.
5. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер, 2001.
6. http://www.psylist.net/slovar/
7. http://vsetesti.ru/285/
8. http://psy.1september.ru/2000/