Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:39, реферат

Описание работы

Исследования. Сформулировал концепцию стресса, в которой описал адаптационный синдром и болезни адаптации. На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизировал это учение применительно к человеческому поведению.

Содержание

1. Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья человека. 2
2. Классификация трудовой деятельности. Условия труда и их влияние на здоровье человека. 6
3. «Омоложение» курения, употребления алкоголя и наркотиков как психолого-педагогическая и социальная проблема. 17
Литература 23

Работа содержит 1 файл

Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья сибупк 9008 андрей 450.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

Причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам, довольно много и знание основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ученые выделяют следующие причины и факторы, способствующие развитию наркозависимости у детей и подростков:

  1. Социальные:
    • неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
    • широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
    • активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, завуалированная пропаганда легализации наркотиков;
    • неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
    • проживание в районах с низким имущественным цензом (районы «городского дна»).
  2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
  3. Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.
  4. Индивидуально - психологические:
    • подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
    • попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
    • стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
    • аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);
    • протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
    • самодеструктивное поведение;
    • любопытство;
    • подчинение давлению и угрозам.

У преобладающего большинства  детей и подростков отсутствует  превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, оказывается  в сложной социально-психологической  ситуации – с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений  нового стиля жизни, связанного с  наркотизацией, новых ощущений в  сочетании с доминирующими у  подростка мотивами любопытства  и подражания, с другой – безучастность  или некомпетентность сверстников, педагогов, родителей. На наркоманию –  как форму девиантного поведения  – влияет наложение множества  факторов: макро- и микросоциологических, объективных и субъективных, социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных .

Под руководством доктора  педагогических наук профессора Карпова  Г. Ф. специалисты провели мониторинг наркомании и выделили модели, варианты, мотивы, цели аддиктивного поведения  или пристрастия к наркотикам. Подробное описание можно найти  в сборнике .

Распространение и потребление  наркотических средств имеет  явную и скрытую формы. Явная  выражена в официально зарегистрированной части подростков и молодежи. Это  находящиеся на учете в учреждениях  здравоохранения в связи с  прохождением лечения, а также уличенные  в наркопреступлениях соответствующими подразделениями ОВД. Анализ ситуации, связанной с потреблением подростками  и молодежью наркотических средств, свидетельствует, что их явная часть  – количество состоящих под диспансерным наблюдением – составляет в лучшем случае четверть от общего числа злоупотребляющих. Истинное число приобщающихся к  потреблению наркотических средств  или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах и  с определенной степенью вероятности, поскольку сюда входят как те, кто  лечится неофициально или самостоятельно, так и те, кто вообще не выявлен.

Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных  веществ произошел в 1997-2001 годы, когда  в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более  индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний  возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных  напитков – на 2,5 лет, наркотических  средств – на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления  психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий – 11,5 лет, алкогольных напитков – 13 лет (в основном пива), наркотических средств – 14 лет.

В последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение детей и молодежи, в особенности  девушек, к курению, в то время  как количество курящих подростков в странах мира (в процентах, по данным Всемирной организации здравоохранения): Греция – 13,8; Польша – 21,5; Италия – 23,5; Англия – 24,1; Франция – 26,3; Испания  – 28,2; Финляндия – 30,2; Украина – 33,8 .

В возрастной группе 11-24 года в России курят не менее 50%. Приобщение к курению начинается в детском  возрасте: в 13 лет курила уже одна треть, а в 17 лет – до 60% всех курящих  в обследованной возрастной группе . Среди детей и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Курят среди юношей 58,3%, среди  девушек – 40,5%. На долю девушек приходится 40% общего объема выкуриваемых подростками  и молодежью сигарет .

Несмотря на это в молодежной среде стало массовым потребление  спиртных напитков, включая пиво. Их пьют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов  достигло потребление пива, при этом согласно официальной классификации  пиво не считается алкогольным напитком. Две трети детей и молодежи потребляют в основном пиво, пить которое  в массовом порядке начинают в  среднем в 12 лет; водку – в 16 лет. По данным академика Ю. Лисицына, в  России в настоящее время употребляют  спиртные напитки уже более 75% старшеклассников, при этом уровень алкоголизации  девочек в среднем выше и составляет 80-92% в Москве и Центральном регионе [9].

Если провести сравнение  скажем, с Республикой Казахстан, то увидим, что в год казахстанец  выпивает 33 литра чистого спирта, а россиянин – 40 литров, и это  абсолютный рекорд в мире[10].

Выявлена также связь  между потребляющими алкогольные  напитки и начальной стадией  приобщения к потреблению наркотических  средств. Пьют алкогольные напитки  среди не потребляющих наркотические  средства – 74%, потребляющих наркотические  средства – 98%. Частота потребления  наркотических средств в большой  степени варьирует в зависимости  от того, курят дети и молодежь или  нет (среди курящих пробовали  или потребляют наркотические средства 48%, среди некурящих – 12%).

Сегодня точный учет наркотизации подростков и молодежи ведется в  диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно  больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто  обратился в государственное  учреждение, в то время как многие прибегают к помощи частных врачей либо лечатся сами. Что касается правоохранительных органов, то они  учитывают преступников, организующих и реализующих незаконный оборот наркотических средств, психотропных препаратов.

 

Литература

 

 

1. Вайнер  Э.Н.  Валеология:  Учебник  для  вузов. –  3-  е  изд. –  М.:  Флинта: Наука, 2005. – 414 с. 

2. Петрушин  В.И.,  Петрушина   Н.П.  Валеология:  Учебное  пособие  для вузов. – М.: Гардарика, 2002. – 431 с. 

3. Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов  и понятий: Учебное пособие  для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002.  – 344 с.

1 Вайнер  Э.Н.  Валеология:  Учебник для вузов. – 3-  е изд. – М.:  Флинта: Наука, 2005. – 414 с.

2 Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов  и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002.  – 344 с.

3 Петрушин  В.И.,  Петрушина Н.П.  Валеология:  Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 2002. – 431 с.

4 Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов  и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002.  – 344 с.

5 Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов  и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002.  – 344 с.


Информация о работе Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья