Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:39, реферат
Исследования. Сформулировал концепцию стресса, в которой описал адаптационный синдром и болезни адаптации. На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизировал это учение применительно к человеческому поведению.
1. Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья человека. 2
2. Классификация трудовой деятельности. Условия труда и их влияние на здоровье человека. 6
3. «Омоложение» курения, употребления алкоголя и наркотиков как психолого-педагогическая и социальная проблема. 17
Литература 23
Оглавление
1. Теория стресса
Ганса Селье и ее значение
с точки зрения здоровья
2. Классификация трудовой
деятельности. Условия труда и
их влияние на здоровье
3. «Омоложение» курения,
употребления алкоголя и
Литература 23
Адаптационный синдром (общий адаптационный синдром) , совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью). Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Г. Селье.
Сталкиваясь с затруднениями,
человек повседневно
Очевидно, что в нашей культуре - благодаря революционным скачкам в развитии техники, разрушению системы ценностей и т.д. - человек подвергается особенно сильному воздействию стрессов. Об этом же свидетельствует и распространенность заболеваний, вызванных стрессом, - болезней сердца, атеросклероза и бесконечного множества других патологических состояний.
Стресс (данный термин переводится с английского как "давление, напряжение") - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т.п.) и на психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь подразделяются на эмоциональные и информационные.
Однако не только избыток раздражителей может привести к нарушениям, но и нехватка их тоже действует как негативный стрессор: монотонность, скука, одиночество, изоляция.
Стрессы могут быть одиночными или накладываться друг на друга, быть периодическими (авралы на производстве) или постоянными (бедность). Разным этапам жизни свойственна своя специфика стрессовых ситуаций (начало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, появление детей и их уход из дома, недостижение профессиональных целей, уход на пенсию).
Начало созданию концепции
стресса положил Ганс Селье в
1936 г. Одна из главных функций психики,
по его мнению, уравновешивание деятельности
организма с постоянно
В принципе состояние стресса - это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. Stress- нажим, давление) - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс - неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии самого явления, а в его количестве (в его выраженности), перерастающем в качество.
Г.Селье выделяет три основные стадии развития стресса:
первая стадия - аларм-стадия, или стадия тревоги,
вторая стадия - стадия резистенции или сопративления;
третья стадия - стадия истощения.
Однако Селье концентрируя свое внимание на физиологической ответной реакции организма на стрессор, игнорирует роль психологических процессов.
В настоящее время многие исследователи предполагают, что физиологическая ответная реакция человека определяется не только присутствием стрессора, а его психологическим воздействием на личность.
В пример можно привести
молодых, здоровых солдат, которые умирают,
не получив никаких серьезных
физических повреждений, а также
людей в момент стихийного бедствия,
которые сдаются потеряв
Базовиц с соавторами писали:
"...в будущих исследованиях... не
следует рассматривать стресс в
качестве фактора, навязанного организму,
его следует рассматривать как
реакцию организма на внутренние
и внешние процессы, которые достигают
тех пороговых уровней, на которых
его физиологические и
Американский ученый Лазарус
считает, что осознаваемая угроза является
центральной характеристикой
Таким образом, согласно современным представлениям, психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требования, предъявляемого к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие равновесия - копинг (coping - совладание) в этом механизме вызывает стресс и ответную реакцию на него. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений. В таких случаях говорят о травматическом стрессе.2
Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.
Физиология труда - раздел
гигиены труда, посвященный изучению
изменения функционального
Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Общепризнанная физиологическая классификация трудовой деятельности включает следующие формы:
Формы труда, требующие значительной мышечной активности, с энергетическими затратами от 17-25 МДж/сутки 4000-6000 ккал/сутки и выше. Это социально неэффективный труд, с низкой производительностью, требующий до 50% рабочего времени отдыха.
Групповые формы труда - конвейер с дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, с подачей деталей к рабочему месту. Монотонность - основная отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и нервному истощению. Причина в преобладании процесса торможения в корковой деятельности мозга.
Механизированные формы
труда с энергетическими
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами, при которых человек выполняет функции оперативного звена управления.
Формы интеллектуального
труда, характеризующиеся
Регуляцию трудовой деятельности
осуществляет прежде всего центральная
нервная система (ЦНС). Она регулирует
деятельность клеток, тканей, органов
и системы человеческого
Согласно этой теории психические процессы по своему происхождению - это рефлексы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном движении. Двигательные реакции человека являются сложными условными рефлексами.
В процессе формирования условного рефлекса выделяются два этапа:
Доминантные центры обладают повышенной возбудимостью и способностью к суммации возбуждений, идущих из разных источников. Они первые настраиваются на оптимальный ритм и темп работы. Формирования доминантны сопровождается развитием сопряженного торможения в других областях ЦНС, закреплением четких, экономичных рабочих движений, отсутствием ошибок.
В процессе трудовой деятельности при многократном повторении в определенной последовательности различных раздражителей складывается функциональная система работы коры головного мозга, названная И.П. Павловым динамическим стереотипом, т.е. устойчивой системой рефлексов. Механизм динамического стереотипа заключается в формировании в мозге повторяющихся нервных процессов, программирующих деятельность мозга. По мере закрепления динамического стереотипа возникает автоматизм в действиях рабочего.3
Дальнейшим развитием представления о центральной регуляции трудовой деятельности является теория функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате действия. Информация о результатах действия поступает в ЦНС и сливается с моделью ожидаемого результата. Происходит оценка результата, и определяется целесообразность поведенческого акта.
Таким образом, формирование динамических мозговых систем определяет совокупность психических процессов в ЦНС, разнообразных двигательных актов, работу систем жизнеобеспечения организма.
Обязательной составной
частью трудовой деятельности является
мышечная, то есть двигательные действия,
включающие динамические и статистические
усилия. Источником энергии для сокращения
мышц является экзотермическая реакция
расщепления АТФ (аденозинтрифосфата).
В зависимости от интенсивности
работы изменяется механизм ресинтеза
АТФ, сущность которого заключается
в расщеплении сложных
Энергетические затраты
человека связаны с терморегуляцией,
с увеличением тяжести труда
растет потребление кислорода и
количество расходуемой энергии (на
95%): при умственном труде 10,5-11,7 МДж,
а тяжелой физической 16,3-18 МДж. При
очень тяжелой работе непрерывно
нарастает потребление
Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.
Информация о работе Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья