Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:39, реферат

Описание работы

Исследования. Сформулировал концепцию стресса, в которой описал адаптационный синдром и болезни адаптации. На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизировал это учение применительно к человеческому поведению.

Содержание

1. Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья человека. 2
2. Классификация трудовой деятельности. Условия труда и их влияние на здоровье человека. 6
3. «Омоложение» курения, употребления алкоголя и наркотиков как психолого-педагогическая и социальная проблема. 17
Литература 23

Работа содержит 1 файл

Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья сибупк 9008 андрей 450.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

 

Оглавление

1. Теория стресса  Ганса Селье и ее значение  с точки зрения здоровья человека. 2

2. Классификация трудовой  деятельности. Условия труда и  их влияние на здоровье человека. 6

3. «Омоложение» курения,  употребления алкоголя и наркотиков  как  психолого-педагогическая  и социальная проблема. 17

Литература 23

 

 

1. Теория стресса Ганса Селье  и ее значение с точки зрения  здоровья человека.

Селье Ганс (1907 - 1982) - канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе.

Биография. Родился в Австрии в семье  врача. Получил образование в  Пражском университете. Работал в  университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в  Канаду, здесь руководил Институтом экспериментальной медицины и хирургии.

Исследования. Сформулировал  концепцию стресса, в которой  описал адаптационный синдром и  болезни адаптации. На основе клинических  и экспериментальных исследований конкретизировал это учение применительно  к человеческому поведению.1

Адаптационный синдром (общий  адаптационный синдром) , совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно  эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают  стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при  сильном и длительном стрессе  может закончиться смертью). Концепции  адаптационного синдрома и стресса  выдвинуты Г. Селье.

Сталкиваясь с затруднениями, человек повседневно приспосабливается  к окружающей его физической и  социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и стресс.

Очевидно, что в нашей  культуре - благодаря революционным  скачкам в развитии техники, разрушению системы ценностей и т.д. - человек  подвергается особенно сильному воздействию  стрессов. Об этом же свидетельствует  и распространенность заболеваний, вызванных стрессом, - болезней сердца, атеросклероза и бесконечного множества  других патологических состояний.

Стресс (данный термин переводится  с английского как "давление, напряжение") - это понятие, используемое для обозначения  широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные  воздействия (стрессоры).

Стрессоры обычно делятся  на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая  и низкая температура и т.п.) и  на психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь  подразделяются на эмоциональные и  информационные.

Однако не только избыток  раздражителей может привести к  нарушениям, но и нехватка их тоже действует  как негативный стрессор: монотонность, скука, одиночество, изоляция.

Стрессы могут быть одиночными или накладываться друг на друга, быть периодическими (авралы на производстве) или постоянными (бедность). Разным этапам жизни свойственна своя специфика  стрессовых ситуаций (начало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, появление детей и их уход из дома, недостижение профессиональных целей, уход на пенсию).

Начало созданию концепции  стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению, уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися  условиями внешней среды. Стресс - это психическая реакция, особое состояние человека в период "перехода", приспособления к новым условиям существования. Общее свойство специфических реакций организма - избыточная активация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение при появлении неприятных или угрожающих явлений. По видам воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

  • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т.п;
  • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

В принципе состояние стресса - это одно из нормальных состояний  человека. Стресс (от англ. Stress- нажим, давление) - это любое более или менее  выраженное напряжение организма, связанное  с его жизнедеятельностью. И в  этом качестве стресс - неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии  самого явления, а в его количестве (в его выраженности), перерастающем  в качество.

Г.Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

первая стадия - аларм-стадия, или стадия тревоги,

вторая стадия - стадия резистенции  или сопративления;

третья стадия - стадия истощения.

Однако Селье концентрируя свое внимание на физиологической ответной реакции организма на стрессор, игнорирует роль психологических процессов.

В настоящее время многие исследователи предполагают, что  физиологическая ответная реакция  человека определяется не только присутствием стрессора, а его психологическим  воздействием на личность.

В пример можно привести молодых, здоровых солдат, которые умирают, не получив никаких серьезных  физических повреждений, а также  людей в момент стихийного бедствия, которые сдаются потеряв надежду. Как в фольклоре, так и в  реальной жизни встречаются истории, когда люди "умирают от тоски".

Базовиц с соавторами писали: "...в будущих исследованиях... не следует рассматривать стресс в  качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как  реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают  тех пороговых уровней, на которых  его физиологические и психологические  интегративные особенности напряжены  до предела или более того"

Американский ученый Лазарус  считает, что осознаваемая угроза является центральной характеристикой стрессогенной  ситуации, в особенности, если угрозе подвергаются самые важные для человека ценности и цели. Он подчеркивает: вследствии "индивидуальных различий в психологической  конституции отдельных личностей  любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной".

Таким образом, согласно современным  представлениям, психологический стресс можно определить как феномен  осознавания, возникающий при сравнении  требования, предъявляемого к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие равновесия - копинг (coping - совладание) в этом механизме  вызывает стресс и ответную реакцию  на него. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая  стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией  оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений. В таких случаях говорят о травматическом стрессе.2

2. Классификация трудовой деятельности. Условия труда и их влияние  на здоровье человека.

 

Трудовая деятельность требует  от человека высокой подвижности  нервных процессов, быстрых и  точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а  также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая  эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния  организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового  процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Общепризнанная физиологическая классификация  трудовой деятельности включает следующие  формы:

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, с энергетическими  затратами от 17-25 МДж/сутки 4000-6000 ккал/сутки  и выше. Это социально неэффективный  труд, с низкой производительностью, требующий до 50% рабочего времени  отдыха.

Групповые формы труда - конвейер с дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью  выполнения операций, с подачей деталей к рабочему месту. Монотонность - основная отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и нервному истощению. Причина в преобладании процесса торможения в корковой деятельности мозга.

Механизированные формы  труда с энергетическими затратами 12,5-17 МДж/сутки (3000-4000 ккал/сутки) связаны  с уменьшением мышечной деятельности, вовлечением в работу мелких мышц конечностей, характеризуются однообразием локальных действий, малым объемом  воспринимаемой информации, монотонностью.

Формы труда, связанные с  управлением производственными  процессами, при которых человек  выполняет функции оперативного звена управления.

Формы интеллектуального  труда, характеризующиеся необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций, незначительными  энергозатратами 10-11,7 МДж/сутки (2400-2000 ккал/сутки), снижением двигательной активности (гипокинезой).

Регуляцию трудовой деятельности осуществляет прежде всего центральная  нервная система (ЦНС). Она регулирует деятельность клеток, тканей, органов  и системы человеческого организма. Теория центрально-нервной регуляции  трудовой деятельности разработана  отечественными учеными И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, Л.А. Ухтомским.

Согласно этой теории психические  процессы по своему происхождению - это  рефлексы с началом в чувственном  возбуждении и концом в мышечном движении. Двигательные реакции человека являются сложными условными рефлексами.

В процессе формирования условного  рефлекса выделяются два этапа:

  • на 1-ом этапе образования условного рефлекса имеет место возбуждение в ЦНС при участии многих центров коры головного мозга. На этом этапе обучения у рабочего много лишних движений, усилий, ошибок;
  • на 2-ом этапе идет подкрепление и усвоение приемов работы, происходит концентрация возбуждения только в соответствующих центрах головного мозга.

Доминантные центры обладают повышенной возбудимостью и способностью к суммации возбуждений, идущих из разных источников. Они первые настраиваются  на оптимальный ритм и темп работы. Формирования доминантны сопровождается развитием сопряженного торможения в других областях ЦНС, закреплением четких, экономичных рабочих движений, отсутствием ошибок.

В процессе трудовой деятельности при многократном повторении в определенной последовательности различных раздражителей  складывается функциональная система  работы коры головного мозга, названная  И.П. Павловым динамическим стереотипом, т.е. устойчивой системой рефлексов. Механизм динамического стереотипа заключается  в формировании в мозге повторяющихся  нервных процессов, программирующих  деятельность мозга. По мере закрепления  динамического стереотипа возникает  автоматизм в действиях рабочего.3

Дальнейшим развитием  представления о центральной  регуляции трудовой деятельности является теория функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством  функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате действия. Информация о результатах действия поступает в ЦНС и сливается с моделью ожидаемого результата. Происходит оценка результата, и определяется целесообразность поведенческого акта.

Таким образом, формирование динамических мозговых систем определяет совокупность психических процессов  в ЦНС, разнообразных двигательных актов, работу систем жизнеобеспечения организма.

Обязательной составной  частью трудовой деятельности является мышечная, то есть двигательные действия, включающие динамические и статистические усилия. Источником энергии для сокращения мышц является экзотермическая реакция  расщепления АТФ (аденозинтрифосфата). В зависимости от интенсивности  работы изменяется механизм ресинтеза  АТФ, сущность которого заключается  в расщеплении сложных углеводородных соединений и окислении продуктов  распада. В результате тренировок в  мышцах увеличиваются запасы источников энергии. Процессы распада, ресинтеза  энергетических веществ, изменения  скорости биохимических процессов  контролируются ЦНС.

Энергетические затраты  человека связаны с терморегуляцией, с увеличением тяжести труда  растет потребление кислорода и  количество расходуемой энергии (на 95%): при умственном труде 10,5-11,7 МДж, а тяжелой физической 16,3-18 МДж. При  очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная  задолженность, когда в организме  накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода  энергии приводит к повышению  теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты  являются критерием физической тяжести  труда.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для  обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Информация о работе Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья