Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:48, реферат
Методологически исходным для решения проблемы групповой сплоченности в российской социальной психологии является представление об исторически конкретной системе общественных отношений как основной детерминанте формирования социально-психологических явлений в группах.
Как показано в совместной
работе Р.М. Зильбана, В.Ф. Сафина и др.,
в сплоченной группе ее члены меньше “угадывают”
лиц, которые выбрали их для совместной
деятельности. Наоборот, в менее сплоченных
группах более адекватно оцениваются
межличностные притяжения ее членами.
Дело не только в адекватности оценок,
но и в самом критерии выбора. В менее сплоченных
группах ее члены осуществляют выбор при
условии большей уверенности во взаимности.
Члены сплоченной группы производят выбор,
используя менее жесткий критерий в своих
оценках. Для них взаимность выборов не
является главным условием регулирования
отношений. В то же время, авторы обнаружили
при сравнении самооценочных и взаимных
оценочных показателей большое сходство
в группах сплоченных.
Изучение внутригрупповых
связей, объединяющих людей, привлекает
внимание многих отечественных и
зарубежных ученых.
В социально-психологической
науке правильно выделены признаки
сплоченности группы: взаимная привязанность
ее членов, взаимная привлекательность,
согласие в отношениях к значимым
для групповой деятельности объектам,
близость позиций и установок. Однако,
при выявлении этих признаков зарубежными
авторами используются неадекватные приемы
и экспериментальные методы. Например,
степень сплоченности группы в американской
социальной психологии оценивается количеством
актов общения, частотой общения между
членами групп: чем чаще вступают в общение
члены группы, тем выше, якобы, индекс сплоченности.
Несостоятельность подобного подхода
к оценке сплоченности группы неоднократно
отмечали отечественные психологии (Н.Н.
Обозов, А.В. Петровский, А.Л. Свенцицкий,
В.В. Шпалинский и др.).
Методически неубедительные
формулы измерения групповой
сплоченности встречаются и на страницах
нашей социально-
Иное решение
проблема измерения
Прикладная роль
исследования сплоченности велика. В
практической деятельности людей характер
их взаимодействия имеет решающее значение,
так как сейчас не так много
индивидуальных видов деятельности.
Это позволяет вырабатывать специальные
рекомендации с целью повышения
эффективности совместной деятельности
и получения удовлетворения от совместной
работы.
Проблема сплоченности встает в любой группе, будь то рабочая бригада, школьный класс или спортивная команда и другие.
http://insem.ru/?5.1.7._
ТЕОРИЯ СПЛОЧЕННОСТИ
В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В потоке многочисленных
исследований малых групп в зарубежной
(преимущественно, американской) социальной
психологии проблема групповой сплоченности
длительное время устойчиво сохраняет
одно из центральных мест. Значительный
интерес к данной проблеме обусловлен
ее несомненной практической значимостью,
с одной стороны, а также попытками решить
ряд более общих, стоящих за ней, проблем
- с другой.
Начало систематическому
изучению групповой сплоченности положили
выполненные в США в конце 40-х
годов под руководством Л. Фестингера
первые крупные исследования этой проблемы.
Ему же принадлежит наиболее распространенное
и употребимое по сей день определение
групповой сплоченности, как “суммы всех
сил, действующих на членов группы с тем,
чтобы они остались в ней”, несколько
позднее - как “результирующая всех сил...”
[Цитирую по памяти]. Это определение послужило
отправным для дальнейших многообразных
исследований, которые, по существу, и
стремились ответить на вопрос о том, что
же это за “силы”, которые “удерживают”
индивида в группе. Д. Картрайт отмечал,
что “групповая сплоченность характеризует
ту степень, в которой члены группы желают
оставаться в ней”. Возникает необходимость
в изучении групповой сплоченности. Собственно
теоретическую основу исследования составила
сказавшаяся уже в исходном определении
сплоченности психологическая концепция
“динамического поля” К. Левина.
Источник движения
группового поведения усматривался
К. Левиным и его последователями
не в области реальных общественных
отношений, а в динамике, якобы, изначально
присущих группе “энергетических” сил.
В этой связи закономерно,
что ведущими механизмами развития
внутригрупповой активности, в целом,
выступили “притяжение”, “отталкивание”,
“равновесие”, характеризующие, прежде
всего, структуру эмоциональных
отношений. Научный же поиск детерминант
развития группы свелся сторонниками
этой концепции к изучению формально-динамических
аспектов (частоты, интенсивности, продолжительности)
непосредственных межличностных контактов
и взаимодействий.
Это представление
постулирует лишь эмоциональное
притяжение к группе, привлекательности
ее, удовлетворительности членством
в ней в качестве главных образующих
группового сплочения. В этом - ограниченность
данной теории, следствием чего явилось
представление о “
Подход с позиций
привлекательности группы и удовлетворения
от пребывания в ней, тем не менее,
очень интересен. Доказательства именно
такого подхода к определению
сущности групповой сплоченности демонстрируют
принятые в американской социальной
психологии способы ее измерения. Здесь
можно выделить два взаимодействующих
подхода.
I. Первый представляет
собой измерение взаимной
Методический
аппарат измерения:
II. Второй основан
на эмоциональной оценке
Но здесь (недостаток!)
- не всегда удается получить
честные ответы на такие
Стремление осмыслить накопленные на основе такого методического подхода данные привело теоретиков проблемы сплоченности к выводу о существовании 4 главных переменных групповой сплоченности:
1) мотивационная
основа привлекательности
2) соответствующие
мотивационной основе
3) ожидание субъектом
благоприятных (отрицательных)
4) уровень сравнения
субъекта, то есть эталон, с помощью
которого субъект оценивает “
Этот подход содержит
противоречия. Исключительной формой
“бытия” групповой сплоченности
выступают сугубо индивидуальные предпочтения
эмоционального плана. Но многие авторы
считают сплоченность свойством
группы как целого, специфически групповым
качеством.
Некоторые исследователи
пытались изучить и выявить различные
факторы и детерминанты группового
сплочения. Отсутствие четкой концепции
групповой сплоченности обусловило
произвольность выбора таких детерминант.
В “число внешних факторов”, в частности,
попали и все “внутренние образующие”
исследуемого явления: привлекательность
группы и ее членов, удовлетворенность
группой. Эти “факторы” тесно коррелировали
со “сплоченностью”. Среди других факторов
наиболее часто отмечаются: сходство между
членами группы, стиль лидерства и в группе,
цели группы, размер группы.
Сходство во мнениях, установках, ценностях между членами группы как условие сплоченности - чрезвычайно распространенная тема конкретных исследований.
Известны исследования
Т. Ньюкома. У него особое место занимает
понятие “согласия”, под углом зрения
которого он рассматривает межличностную
привлекательность и сплоченность. Под
понятием “согласие” он подразумевает
существование между двумя или более личностями
сходных ориентаций по отношению к чему-нибудь.
Т. Ньюком попытался включить в анализ
сплоченности предметно-содержательные
связи между индивидами.
В своих обширных исследованиях Т. Ньюком уделял весьма существенное внимание пространственно-физической близости индивидов как первооснове притяжения и последующего согласия. В качестве примера, автор замечает, что так происходит между родителями и детьми, так как ни родители, ни дети друг друга не выбирают.
Фактор пространственной
близости, конечно, имеет определенное
значение в динамике развития
межличностных отношений,
Последующие исследователи
отмечали ряд сложностей при изучении
сходства как детерминанты межличностного
притяжения. Некоторыми исследователями
отмечается. что сходство установок, как
таковое, служит основой притяжения лишь
для некоторых типов отношений, для других
- взаимопривлекательность характерна
при дополняемости (по принципу притяжения
противоположностей).
В связи с проблемой
группового сплочения, изучались особенности
внутригруппового взаимодействия. Большинство
авторов, занимающихся этой проблемой,
выделяют два основных типа взаимосвязи
между членами группы - сотрудничество
(кооперацию) и соперничество (конкуренцию).
Сотрудничество трактуется как такая
степень функциональной взаимозависимости
сторон, где успех отдельного индивида
обусловлен успехом всех других членов
группы, что требует согласованности
действий. При соперничестве успех
доступен лишь одному и в силу потерь
других участников взаимодействия.
Некоторые авторы отмечают,
что на сотрудничество внутри группы
может оказывать влияние
Наряду с особенностями
внутригруппового взаимодействия в
числе важнейших детерминант группового
сплочения рассматривается стиль лидерства
в группе. Первыми и классическими исследованиями
по изучению лидерства были проведены
в конце 30-х годов К. Левиным и его сотрудниками.
Эти исследования позволили заключить,
что в условиях демократической формы,
в отличие от автократической - монархической,
отношения членов группы имеют более дружественный
характер. Развитию межличностной привлекательности
и тяготения к группе, что было многократно
проверено в дальнейшем, здесь способствует
свободное участие членов группы в обсуждении
стоящих перед группой проблем, возможность
участвовать или влиять на принятие групповых
решений. В связи с проблемой группового
сплочения обсуждается целый ряд характеристик
малой группы: структура коммуникативных
сетей в группе, цели группы, групповая
атмосфера, размер группы.
Тем не менее, хотя единая
концепция групповой
Информация о работе Теория сплочённости в отечественной литературе