Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:48, реферат
Методологически исходным для решения проблемы групповой сплоченности в российской социальной психологии является представление об исторически конкретной системе общественных отношений как основной детерминанте формирования социально-психологических явлений в группах.
ТЕОРИЯ СПЛОЧЕННОСТИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Методологически исходным
для решения проблемы групповой
сплоченности в российской социальной
психологии является представление
об исторически конкретной системе
общественных отношений как основной
детерминанте формирования социально-психологических
явлений в группах.
Только социально
обусловленная совместная деятельность
выделяется как ведущий фактор формирования
внутригрупповых
Одна из наиболее
развернутых концепций
По Ю.Е. Дуберману,
в качестве операционального определения
сплоченности можно использовать тесноту
связей между индивидами, членами данной
малой группы, которая может быть измерена
с помощью социометрической методики.
В основе исследования сплоченности лежат
два аспекта: 1) изучение реального поведения
членов малой группы; 2) обращение к реальности
второго порядка, то есть к мнениям индивидов
о желательности или нежелательности
участвовать в совместной деятельности
определенного рода со своими коллегами
по малой группе.
Межличностная взаимоприемлемость,
несомненно, имеет отношение к групповой
сплоченности, иногда составляя внешне
наблюдаемую форму ее. Однако, сама по
себе, она еще не открывает тех специфически
групповых процессов, которые порождают
этот феномен. “Взаимно-выборные” связи,
основанные на межличностных симпатиях
и антипатиях, конечно, существует в любой
группе. Но в производственных коллективах
изначальная основа объединения - социально
санкционированная совместная деятельность,
поэтому непосредственные эмоциональные
связи, по сути своей, здесь не являются
решающим фактором группового сплочения.
Анализу проблемы сплоченности
посвящена значительная часть работы
В.И. Зацепина. Он считал, что “в процессе
изучения личных взаимоотношений, механизма
их действия, можно, а и подчас, и нужно,
отвлекаться от главного содержания деятельности
данного коллектива...”. В результате,
единственным объектом экспериментального
изучения и здесь оказываются личные “эмоционально-интеллектуальные
отношения членов коллектива друг к другу:
взаимная и невзаимная симпатии, устойчивое
или неустойчивое тяготение или, наоборот,
отрицательное отношение”. Критики считают,
что не только вся система внутригрупповой
активности, но и само межличностное общение
не может быть сведено к сугубо эмоциональным
контактам.
Известная абсолютизация
роли непосредственного общения
как фактора внутригрупповой
динамики характерна и для работ
А.С. Леонавичуса. Исходный теоретический
тезис - положение о том, что “... общение
есть тот “механизм”, который является
базой, условием различного рода взаимоотношений
между членами коллектива, своего рода
“механизм” возникновения общественно-психологических
явлений”, в том числе, как далее отмечает
автор, и сплоченности. На основании своей
работы, В.И. Зацепин делает вывод: “...
чем чаще общаются люди в коллективе, тем,
в конечном счете, создаются лучшие предпосылки
для формирования в нем высокой сплоченности”.
Материалистический
подход к анализу сплоченности коллектива,
отмечает Ю.Л. Наймер, предполагает исследование
ее как проявляющейся в реальной деятельности
общности целей, интересов и норм поведения
членов коллектива. Согласно автору, сплоченность
- это степень единства действий (поведения)
членов коллектива, где единство действий
есть выполнение каждым из них своих задач
в рамках общих целей, то есть сотрудничество.
Здесь важно, что единство поведения должно
быть достигнуто в условиях свободного,
без прямого принуждения со стороны, выбора
членами коллектива того или иного вида
действий из объективно возможных в данной
ситуации. Условие свободного выбора автор
рассматривает как важнейшее при анализе
сплоченности.
Считая социометрические
индексы сплоченности непоказательными,
Ю.Л. Наймер предпринял попытку разработки
оригинальной методики измерения степени
единства поведения членов коллектива,
являющейся, по мнению автора, центральным
показателем уровня сплоченности [74].
К числу наиболее
последовательных относится подход к
исследованию групповой сплоченности,
предложенный В.В. Шпалинским. В основу
экспериментального исследования им была
положена идея о ценностно-ориентационном
единстве группы как важнейшем показателе
групповой сплоченности, являющимся интегральной
характеристики системы внутригрупповых
связей. Индексом ценностно-ориентационного
единства “... может служить частота или
степень совпадения мнений, оценок, установок
и позиций членов группы по отношению
к объектам (лицам, явлениям, событиям),
наиболее значимым для группы в целом”.
Например, по отношению к лидеру, который
является “носителем” определенных черт,
представляющих для группы социальную
значимость.
Существует значительное
многообразие конкретных операциональных
трактовок групповой сплоченности, но
фактически единым термином обозначаются:
межличностная эмоциональная взаимоприемлемость,
сходство мнений и установок, сенсомоторная
согласованность, единство поведения
членов группы. Но, как это было показано
выше, эти характеристики фиксируют состояние
локальных и, отнюдь не всегда, жестко
связанных аспектов внутригрупповой активности.
Выделяются три
разновидности групповых
Во-первых, это эмоциональные
моменты межличностных
Во-вторых, изучение
когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой
активности. В данном случае, за показатель
сплоченности берется степень согласованности
(точнее, сходства) различных по характеру
представлений, ориентаций или интересов
членов группы. Общая идея состоит в предположении,
что, чем выше мера подобного сходства,
тем выше уровень сплоченности группы.
Предметом анализа
третьего направления исследований
сплоченности является изучение условий
оптимальности внутригруппового взаимодействия,
нацеленного на решение стоящих
перед группой задач. Это направление
представлено исследованиями психофизиологической
и сенсомоторной совместимости
членов группы в процесс взаимосвязанной
практической деятельности.
На протяжении своей
исследовательской работы автор
данной книги длительное время теснейшим
образом сотрудничал и дружил
с двумя выдающимися деятелями
науки, исследовавшими рассматриваемый
феномен, ему уместно подробнее
остановиться на проблеме совместимости,
хорошо разработанной в трудах Н.Н.
Обозова и К.К. Платонова.
Поскольку сплоченная группа - это всегда совместимая группа, К.К. Платонов выделяет 4 вида совместимости: физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую (мы уже упоминали этот факт - В. Н.).
Физиологический
уровень включает возрастно-
Психофизиологический
уровень основывается на взаимодействии
особенностей темперамента, потребностей
индивидов.
Психологический уровень
предполагает взаимодействие характеров,
мотивов поведения.
Социально-психологический
уровень - это более интегрированный
уровень взаимодействия, предполагает
согласование социальных ролей, интересов,
ценностных ориентаций.
Также в понятие
“психофизиологическая
“Созвучность” - взаимопонимание
между членами группы, когда каждый
из них достаточно хорошо знает личностные
качества своих партнеров. Обеспечивает
надежность межличностных отношений.
Под положительным
характером эмоциональных установок
подразумева-ется взаимная симпатия, потребность
в общении, взаимодействии друг с другом,
что обеспечивает хорошее самочувствие.
Взаимовнушаемость
- есть частный случай (эффект) подражания,
когда происходит сближение мнений, оценочных
суждений, возникает взаимное уподобление
членов группы в характере поведения и
в поступках (Вспомним В.М. Бехтерева!).
Для сплоченности группы
только психофизиологической совместимости
недостаточно, утверждаем мы вслед
за К.К. Платоновым и Н.Н. Обозовым, необходимо
и духовное сближение между людьми.
В.Б. Ольшанский пишет,
что наиболее общим признаком, включаемым
в понятие “совместимость”
Совместимыми можно
считать тех людей, которые, в
известном смысле, ситуативно неделимы
и автономны (в смысле внутреннего единства
и самоуправления). Но наиболее существенным
признаком сходства явлений целостности
и совместимости можно считать наличие
внутреннего единства субъектов общения.
Так же в группе важна роль эмпатического
отреагирования как феномена, связывающего
систему в единое целое.
Уровень благополучия
взаимоотношений, или психологический
климат в группе, во многом зависит
от психологической совместимости
ее членов. Психологическая совместимость
- это такое сочетание личностных
качеств у членов группы, которые
способствуют успеху групповой деятельности
и приносят личное удовлетворение каждому
из них. Взаимоприемлемость деловых и
личных качеств друг друга для членов
группы является основой групповой совместимости
и ее дальнейшего сплочения. Высокая степень
согласия по основным идейным нормам,
совпадение взглядов и убеждений необходимы
для достижения психологической совместимости.
Порой причиной взаимных антипатий могут
стать отдельные черты характера членов
группы. Высокомерие, зазнайство, сварливость,
склочность в группах любого типа действуют
разобщающе.
Следующее понятие,
о котором говорит Н.Н. Обозов,
- это сработанность, которая также
позволит лучше разобраться в
понятии “сплоченная группа”. Сработанность
есть согласованность в работе между
ее участниками. В этом определении
существенны два признака: согласованность
и работа [83, 85].
Согласие определяется
как единомыслие, общность точек
зрения, единодушие и дружеские отношения.
Согласованность здесь связана
не с любым видом взаимодействия
людей, а с конкретной деятельностью.
При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. При совместной деятельности, в случае ее достаточно высокой успешности, у партнеров возникает удовлетворенность не только собой как при индивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров - членов группы.
Совместимость
является условием
При оптимальной
совместимости и
Субъективные оценки
членов группы, в которых отражаются
когнитивные и эмоциональные
процессы, обнаруживают зависимость
от эффективности совместной деятельности
и взаимодействия.
Взаимосвязь когнитивного
и эмоционального компонентов проявляется
в оценках и самооценках. Соотношения
оценок и самооценок не одинаково, в
зависимости от степени сплоченности
группы.
В сплоченных группах оценки, даваемые другим членам группы, выше, чем те, которые испытуемые дают себе. Наоборот, в менее сплоченных группах уровень самооценки преобладает над уровнем тех оценок, которые даются другим ее членам.
Различное соотношение
элементов оценочной системы
говорит о неодинаковых типах
межличностных отношений в
Информация о работе Теория сплочённости в отечественной литературе