Теория социального научения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Теории личности в перспективе социального научения — это прежде всего теории научения.
В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение».
На этой основе вот уже полувека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения необходимой ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Теория оперантного обусловливания Скиннера 4
2. Теория социального научения Роттера 11
3. Подход Бандуры 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реф_Теория социального научения.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Много внимания в своем анализе  Бандура уделяет такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкрепление. Поведение людейнаходится под влиянием не только прямо испытываемых последствий, но и многократно наблюдаемых действий других: вознаграждаемых, игнорируемых или наказуемых. Наблюдаемое подкрепление влияет на поведение во многом таким же образом, как и подкрепление собственных исходов: наблюдаемые вознаграждения в целом усиливают, а наблюдаемые наказания уменьшают в наблюдателях следование поведению модели.

Кроме того, по мнению Бандуры, «наблюдаемые последствия дают также референтные стандарты, которые определяют, приобретут ли отдельные исходы позитивную или негативную ценность... Таким образом, через процессы социального сравнения наблюдение исходов реакции у других людей может решительно изменить эффективность прямых подкреплений». В качестве важного источника подкрепления Бандура рассматривает не только внешний исход, но и реакцию самооценки. Сравнительные исследования показывают, что люди могут управлять своим поведением посредством самоподкрепления так же или лучше, чем посредством последствий, возникающих из внешних источников.

Третья система регуляции и  контроля поведения в теории научения Бандуры - когнитивная. Она исходит  из того, что действия не всегда предсказуемы из внешних источников влияния - предшествующих стимулов и последствий реакции. Для этого варианта теории научения характерен не отказ от признания когнитивных переменных и их влияния на поведение, а, скорее, «сдвиг фокуса от внутренних детерминант к детальному анализу внешних влияний».

Когнитивную регуляцию поведения Бандура считает особенно важной в ситуации научения через наблюдение. В данном случае моделируемые, т.е. заимствуемые у модели, действия приобретаются поначалу в символической форме. Эти «внутренние модели внешнего мира», по определению Бандуры, конструируются из наблюдаемых примеров и информации, получаемой от обратной связи в ситуациях проб и ошибок, и служат для руководства более поздним открытым действием. В символической же форме проверяются и возможные альтернативные ходы действия, а затем отбрасываются или сохраняются «на основе подсчитанных последствий». Наилучшее символическое решение претворяется в реальность. Таково вкратце, по мнению Бандуры, место когнитивной регуляции поведения: она подчинена контролю стимула и подкрепления - основных переменных в его схеме.

Заключение

Трудно преувеличить то влияние, которое  основные принципы теории научения оказали  на психологию и теорию личности. Концепции  классического и оперантного  научения, предоставляют мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида.

Бихевиоризм — это средство, дающее возможным применить экспериментальный  подход к изучению человеческого  поведения. Скиннер говорил о  себе: «Я задавал больше вопросов самому организму, а не тем, кто изучал организм». Результатом такого подхода было то, что Скиннер делал упор на тщательные лабораторные эксперименты и сбор подлежащих измерению данных о поведении. Если брать в расчет богатство человеческой личности, то такой подход может показаться чересчур ограниченным; и все же он является тем самым фундаментом, на котором прочно покоятся все теории Скиннера.

Бихевиоризм Скиннера используется для  разработки новых методов лечения  и обучения. Влияние его идей привело к изменению программ в университетах, тюрьмах, психиатрических клиниках, больницах, начальных школах.

В последние десятилетия, однако, персонологи  начали выдвигать предположения, что  поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними  явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения.

Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление.

Особенности этого направления  наиболее отчетливо представлены в  работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера.

Теория каждого из них значительно  отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную  и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский  подход.

Бандура полагает, что психическое  функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях.

Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения.

Действительно, наиболее отличительной  чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в  том, что в основном поведение  человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание — концепция локуса контроля.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. – М., 2002.
  2. Аширов Д.А. Организационное поведение. – М., 2006.
  3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб, 2000.
  4. Крэйн У. Секреты формирования личности. – СПб, 2002.
  5. Латфуллина Г. Р., Громова О. Н. Организационное поведение. – Спб, 2007.
  6. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., 2000.
  7. Соколова М., Зайцев Л.Г. Организационное поведение. – М., 2006.
  8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. – М., 2004.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб, 2010.

Информация о работе Теория социального научения