Теория социального научения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Теории личности в перспективе социального научения — это прежде всего теории научения.
В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение».
На этой основе вот уже полувека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения необходимой ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Теория оперантного обусловливания Скиннера 4
2. Теория социального научения Роттера 11
3. Подход Бандуры 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реф_Теория социального научения.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Ожидание, по Роттеру, относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место  в результате специфического поведения. Например, прежде чем вы решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимости, попытаетесь вычислить вероятность того, что хорошо проведете время. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Таким образом, если вы никогда не наслаждались вечеринкой, ожидание, что вы получите от нее удовольствие, очень мало.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о  том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Но как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации. Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно объясняет стабильность и единство личности.

Роттер  делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной  ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми  к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании.

Ценность  подкрепления Роттер определяет как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов.

Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более  того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени.

В теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления. По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.

Четвертой и последней переменной, используемой Роттером для прогноза поведения, является психологическая  ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер сознает, что если данные обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, независимо от того, насколько странным покажется его трактовка другим.

Роттер подчеркивает важную роль ситуационного  контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения – подкрепления.

Тема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения.

Для того, чтобы предсказать потенциал  данного поведения в специфической  ситуации, Роттер предлагает следующую  формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Из этого уравнения видно, что, когда мы предсказываем вероятность данного поведения в некоей ситуации, нам следует использовать две переменные: ожидание и ценность подкрепления.

Роттер рассматривает людей  как целенаправленных индивидуумов. Он полагает, что люди стремятся  максимизировать поощрение и минимизировать или избегать наказания. Он утверждает, что цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей.

Роттер предполагает, что специфические  цели обычно тесно связаны с более  широкими категориями, понимаемыми как потребности. Концептуально потребность можно описать как набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривает следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека.

1.Статус признания. Это понятие относится к нашей потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура или общественная деятельность. Желание, чтобы другие признали вас интеллектуально одаренным, – пример потребности, включенной в эту категорию.

2.Защита-зависимость. Это понятие включает в себя потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей. Просьба к членам семьи позаботиться о нас, когда мы больны, – пример такой потребности.

3.Доминирование. Это понятие включает в себя потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого контроля. Обращение к друзьям и соседям с призывом содействовать нашему любимому благотворительному учреждению иллюстрирует потребность доминирования.

4.Независимость. Это понятие относится к нашей потребности принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других. Любое поведение, предполагающее желание полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.

5.Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди.

6.Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. Роттер указывает, что все другие потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удовольствия.

Роттер предполагает, что каждая категория потребностей состоит  из трех основных компонентов: потенциал  потребности, ценность потребности  и свобода деятельности (включая  минимальную цель). Эти три компонента аналогичны более специфическим  концепциям потенциала поведения, ценности подкрепления и ожидания. В сочетании они также создают основу роттеровской формулы общего прогноза.

Роттер считает, что его основная формула ограничена прогнозом специфического поведения в контролируемых ситуациях, где подкрепления и ожидания относительно просты. Прогноз поведения в повседневных ситуациях, с его точки зрения, требует более обобщенной формулы. Поэтому Роттер предлагает следующую модель прогноза:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

Это уравнение показывает, что два  отдельных фактора определяют потенциал  выстраивания поведения, направленного  на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор – свобода деятельности человека или общее ожидание, что  данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор – ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей.

Проще говоря, роттеровская общая  формула прогноза означает, что человек  склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при условии, что мы знаем эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.

Общая формула прогноза также подчеркивает влияние генерализованного ожидания, что подкрепление будет иметь место в результате определенного поведения в разных ситуациях. Роттер определил два таких генерализованных ожидания: локус контроля и межличностное доверие.

Большая часть исследований, которые  были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.

Люди с экстернальным локусом  контроля полагают, что их успехи и  неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые  силы окружения. "Экстерналы" верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). "Интерналы" поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Акцент Роттера на важности социальных и когнитивных факторов в объяснении научения человека расширяет границы  традиционного бихевиоризма. Его  теория исходит из того, что наиболее важные аспекты личности познаются в рамках социального контекста.

Роттер утверждает: люди способны сознавать, что определенное поведение  именно в определенной, а не какой-то другой ситуации, вероятно, будет поощрено. К тому же, он рассматривает людей как когнитивные создания, которые активно добиваются своих целей и создают стратегии поведения в течение жизни.

И наконец, теория Роттера предлагает экономную и последовательную структуру  для организации того, что известно о поведении человека.

3. Подход Бандуры

Бандура называет свой подход социобихевиоральным  и противопоставляет его предшествующим приложениям теории научения к вопросам просоциального и девиантного, т.е. отклоняющегося от следования социальным нормам поведения. По его мнению, эти приложения (он имеет в виду теории социального научения Миллера и Долларда, Скиннера, Роттера) страдают тем, что основываются «на ограниченном ряде принципов, установленных и поддержанных в основном исследованиями научения у животных в ситуациях с одной персоной». Он полагает, что «для адекватного рассмотрения социальных явлений необходимо расширить и модифицировать эти принципы, ввести новые принципы, установленные и подтвержденные исследованиями приобретения и модификации человеческого поведения в диадической и групповой ситуациях».

Неудовлетворенность исследователя  предшествующими подходами касается их неспособности решить проблему возникновения  действительно новых форм поведения. По его мнению, инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться скорее как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре индивида, нежели как ее приобретение.

По-иному Бандура трактует и  роль подкрепления в научении. Он рассматривает  подкрепление, скорее, как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. С его точки зрения, во-первых, наблюдатель может научаться новым реакциям, просто наблюдая поведение модели; во-вторых, необязательно ставить реакцию модели и реакцию наблюдателя в условия подкрепления. Многочисленные исследования, в том числе полевые, Бандуры и его коллег показали, что подкрепляющие последствия могут служить активизации поведения, приобретенного в условиях неподкрепляемого наблюдения. Подчеркивая, что подкрепление не играет доминантной роли в приобретении новых реакций, Бандура отводит ему центральную роль в усилении и поддержании (сохранении) различных поведенческих тенденций.

Образцы поведения могут приобретаться, по мнению Бандуры, через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствий для них, т.е. через влияние примера. Бандура вычленяет следующие возможные направления влияния модели на наблюдателя:

1) посредством наблюдения поведения  модели могут приобретаться новые  реакции;

2) через наблюдение последствий  поведения модели (его вознаграждения или наказания) может усиливаться или ослабляться сдерживание поведения, которому наблюдатель ранее научен, т.е. существующее у наблюдателя поведение модифицируется благодаря наблюдению модели;

3) наблюдение поведения другого  (модели) может облегчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем.

Вопрос о научении через наблюдение Бандура считает весьма важным, в  частности в связи с тем, что  «теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регулируется и поддерживается их выражение». С его точки зрения, «выражение ранее выученных реакций может социально регулироваться через действия влиятельных моделей». Таким образом, функция научения посредством наблюдения (наблюдающего научения) в схеме Бандуры оказывается достаточно широкой.

Большое внимание Бандура уделяет  парадигме научения в отсутствие открытой реакции у наблюдателя. В этом случае, по его мнению, реакция  модели ведет к «внутренним» воображаемым реакциям наблюдателя, которые могут  восстанавливаться, когда наблюдатель помещается в «поведенческое поле». Эти воображаемые реакции наблюдателя, символически обозначенные, служат внутренними сигналами, опосредующими внешнюю реакцию наблюдателя. Они становятся дискриминативными стимулами для открытого поведения.

Сам Бандура называет свою теорию социального научения медиаторно-стимульной ассоциативной теорией. Она исходит  из того, что «человеческое функционирование основывается на трех регуляторных системах»: предшествующих стимулах, влияниях обратной связи, поступающей от реакции, когнитивных процессах.

Характеризуя стимулы в качестве первого контролирующего фактора  поведения, Бандура особое внимание уделяет таким сигналам, как поведение  других. «Среди многочисленных сигналов, влияющих на поведение людей в  любой данный момент, нет более эффективных, чем действия других... Действия других приобретают свойства направлять реакцию через селективное подкрепление во многом так же, как это делают физические и символические сигналы в несоциальных формах. Когда поведение других продуцирует вознаграждаемые исходы, сигналы модели становятся мощными детерминантами аналогичного поведения у наблюдателя».

Вторая контролирующая система  включает влияния обратной связи  главным образом в форме подкрепляющих  последствий поведения. Бандура полагает, что человеческое поведение невозможно полностью понять без исследования регуляторного влияния подкрепления. С его точки зрения, неверно отождествлять подкрепление с «осязаемыми вознаграждениями и наказаниями». В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, словесное одобрение или выговор и т.д. Именно благодаря приобретению подкрепляющих функций они регулируют межличностные взаимодействия.

Информация о работе Теория социального научения