Теория самоактуализации личности А. Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:55, реферат

Описание работы

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.

Содержание

Введение 3
Краткая биография А. Маслоу 4
Истоки изучения самоактуализации 6
Теория самоактуализации 7
Структура потребностей по Маслоу 9
Характеристики самоактуализуриющихся людей 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

самоактуализация маслоу.docx

— 38.16 Кб (Скачать)

ИЕРАРХИЯ  ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

1. физиологические потребности  (пища, вода, сон и т.п.)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребности самоактуализации (развитие  способностей)

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные  внизу, должны быть более или менее  удовлетворены до того, как человек  может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности  одного типа должны быть удовлетворены  полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что  какие-то творческие люди могут развивать  и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что  они готовы скорее переносить голод  и жажду или даже умереть, чем  отказаться от них.

Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые  люди могут создавать собственную  иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут  отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви  и принадлежности. Таких людей  больше интересует престиж и продвижение  по службе, а не интимные отношения  или семья. В целом, однако, чем  ниже расположена потребность в  иерархии, тем она сильнее и  приоритетнее.

Ключевым моментом в концепции  иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что  средний человек удовлетворяет  свои потребности примерно в следующей  степени:

85% - физиологические;

70% - безопасность  и защита;

50% - любовь и  принадлежность;

40% - самоуважение;

10% - самоактуализация.

К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.

неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более  низкого уровня перестанут удовлетворяться,человек  вернется на данный уровень и останется  там, пока эти потребности не будет  в достаточной мере удовлетворены.

 

  1. Характеристики самоактуализуриющихся людей

Каждый человек стремится реализовать  свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить  критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно  выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может  быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что  самоактуализирующиеся люди имеют  следующие характеристики.

1. Высшая степень  восприятия реальности. Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности.

2. Более развитая  способность принимать себя, других  и мир в целом такими, какими  они есть на самом деле. Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная  спонтанность. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая  способность сосредоточиваться  на проблеме. Упрямство, упорство, способность рассматривать и обсуждать проблему с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная  отстраненность и явное стремление  к уединению. Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества.

6. Более выраженная  автономность и противостояние  приобщению к какой-то одной  культуре. Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. Человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом, он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе.

7. Большая свежесть  восприятия и богатство эмоциональных  реакций.  Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые  прорывы на пик переживания. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия.

К таким переживаниям не обязательно  относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений  творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние  с высшим началом. Главное, что человек  в такие моменты чувствует  не отстраненность, а соединенность  с высшими силами.

9. Более сильное  отождествление себя со всем  родом человеческим. Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения  в межличностных отношениях. Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений.

11. Более демократичная  структура характера. Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов.

12. Высокие творческие  способности. В каком-то высшем смысле понятия человек и творец совпадают. Если в наличии этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незначительные, незаметные люди, значит, это общество дурно устроено, оно не дает человеку возможности, простора для самоактуализации.

13. Определенные  изменения в системе ценностей. Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.

15. Сопротивление  окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоактуализирующиеся люди – не идеальны.

Сказанное выше может привести к  заключению, что самоактуализирующиеся  люди избранная группа "суперзвезд", приближающаяся к совершенству в  искусстве жить и стоящая на недосягаемой для остального человечества высоте. Маслоу недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей  человеческой природе, самоактуализирующиеся  люди также подвержены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как  и мы, смертные. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при  каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной гордости и пристрастия  к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его испытуемые способны проявлять  определенную "хирургическую холодность" в межличностных конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним  с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными.

Далее, самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую не переносят пустых сплетен и  легкого разговора. Фактически они  могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. И наконец, их доброта к другим может сделать  их уязвимыми к бесполезному для  них общению (скажем, им грозит опасность  погрязнуть в общении с надоедливыми или несчастными людьми). Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались Маслоу как великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли.

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать  тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал  настолько, что могут считаться  в высшей степени здоровыми людьми.

 

Список литературы:

  1. Гуманистическая теория личности АБРАХАМА МАСЛОУ (по книге Л.Хьелл и Д.Зиглер "Теории личности"СПб., 1997).
  2. Немов Р.С. Психология / Учебное пособие. М., 1990.
  3. Теории личности. М.-СПб., 1998.
  4. http://med-lib.ru/
  5. http://www.coolreferat.com/
  6. http://psychosoma.narod.ru/theories/theory_maslow.html

Информация о работе Теория самоактуализации личности А. Маслоу