Теория самоактуализации личности А. Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:55, реферат

Описание работы

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.

Содержание

Введение 3
Краткая биография А. Маслоу 4
Истоки изучения самоактуализации 6
Теория самоактуализации 7
Структура потребностей по Маслоу 9
Характеристики самоактуализуриющихся людей 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

самоактуализация маслоу.docx

— 38.16 Кб (Скачать)

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

Дисциплина: Психология здоровья, физического воспитания и спорта

Кафедра: Психологии и педагогики

 

 

РЕФЕРАТ на тему:

 

«Теория самоактуализации личности А. Маслоу»

 

 

подготовила

студентка IV курса

135 группы

Литвинова Виктория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Київ – 2013 г.

ПЛАН

Введение 3

Краткая биография А. Маслоу 4

Истоки изучения самоактуализации 6

Теория самоактуализации 7

Структура потребностей по Маслоу 9

Характеристики самоактуализуриющихся  людей 11

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каким был задуман человек, как  вел бы он себя, как относился  бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?

Вот какие вопросы тревожили  всю жизнь американского психолога  Абрахама Маслоу (1908 -1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации , с которой началась новая гуманистическая психология. Так ее стали называть впоследствии. Объектом ее служит психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех ее аспектах.

Исходным пунктом гуманистической  психологии являются понятие о мотивации  поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В  сущности, все богатство человеческого  поведения обусловлено двумя  основными моделями мотивации: стремлением  к преодолению дефицита и стремлением  к развитию.

Всю свою психологическую  работу Маслоу связывает с проблематикой  личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад  в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить  до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы - в большей  степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая  система.

 

 

 

  1. Краткая биография А. Маслоу

Абрахам Харольд Маслоу родился  в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был  сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России.

Поступая в колледж, Маслоу собирался  изучать закон, чтобы угодить  отцу. Две недели, проведенные в  колледже, убедили его, что он никогда  не станет адвокатом, поэтому он стал посещать курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где  закончил официальный академический  курс по психологии, получив степень  бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии  обезьян.

Незадолго до переезда в Висконсин  Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями  в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и  не уехал в Висконсин".

После получения докторской степени  Маслоу возвратился в Нью-Йорк, продолжал  исследования в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х - начало 1940-х годов) как  центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейскихинтеллектуалов, которые  были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен  Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, один из основателей гештальтпсихологии, - вот только некоторые из тех, к  кому Маслоу обращался в своем  стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и волнующий  опыт общения с такими выдающимися  учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических  взглядов Маслоу.

После Висконсина Маслоу начал широкие  исследования сексуального человеческого  поведения. Его исследования в этом направлении поддерживались психоаналитическими  представлениями о важности секса  для человеческого поведения. Он полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени  усовершенствует приспособленность  человека. Во время второй мировой  войны, когда Маслоу увидел, как мало значит психология в решении основных мировых проблем, его интересы сместились от экспериментальной психологии к  социальной психологии и психологии личности.

Во время продолжительной болезни  Маслоу оказался втянутым в дела семейного  бизнеса, и его опыт применения психологии выразился в "Эупсихическом менеджменте" - собрании мыслей и статей, связанных  с менеджментом и индустриальной психологией, написанных в течение  лета, когда работал наблюдателем на маленьком предприятии в Калифорнии.

В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бренданский  университет, приняв пост председателя психологического отделения; он оставался  на этом посту до 1961 года, а затем  был там профессором психологии. В 1967-1968 гг. он был президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968- 1970 гг. - Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Этот не академический  пост давал ему полную свободу  в удовлетворении его интереса к  философии демократической политики, экономики и этики.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

В течение последних 10 лет его  жизни были написаны работы: "По направлению  к психологии бытия" (1968); "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация  и личность" (1987 ), "Новые измерения  человеческой природы" (1971).

Том, составленный при участии  его жены и названный "Памяти Абрахама Маслоу" был опубликован посмертно  в 1972 году.

 

  1. Истоки изучения самоактуализации

У Маслоу изучение самоактуализации не было запланировано как научное  исследование, и начиналось оно не как таковое. Все началось с попыток  молодого интеллектуала понять двух своих учителей, которыми он восхищался, которых он любил, обожал и которые  были прекрасными людьми. Маслоу пытался  понять, почему эти два человека, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, так отличались от большинства людей  на свете. У него было такое впечатление, что они не только отличаются от других людей, но что они - нечто большее, чем люди. Его исследование началось как ненаучная деятельность. Он стал делать записи о Максе Вертхаймере  и Рут Бенедикт. Когда он пытался  понять их, думать о них и вести  о них записи в своем дневнике и в своих заметках, в один прекрасный миг понял, что эти два образа можно обобщить, как определенный тип людей, а не два несравнимых индивида. Это было стимулом для дальнейшей работы.

Это не было исследованием вообще. Маслоу делал свои обобщения на основе выбранного им самим определенного  типа людей.

Люди, которых он выбрал для своего исследования, были уже пожилыми, прожившими большую часть своей жизни  и добившимися значительных успехов. Маслоу считал, что, выбирая для тщательного  изучения прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей - начинает появляться иной взгляд на человечество.

Маслоу выбирал образцы для  своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза  и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим  возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.

Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор  Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и  Баруха Спинозы.

 

    1. Теория самоактуализации

Маслоу определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п." "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как  обычного человека, у которого ничто  не отнято. Средний человек - это  полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и  одаренностями" .

"Самоактуализация - это не отсутствие  проблем, а движение от преходящих  и нереальных проблем к проблемам  реальным"

В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих  к самоактуализации. Это нельзя назвать  образцом логически-ясного мышления, но это — кульминация размышлений  Маслоу о самоактуализации.

1. Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием". Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии, большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2.  Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает — в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным.  Выбирать рост - значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.

"Нельзя мудро выбирать  жизнь, если ты не смеешь  прислушиваться к себе, к собственной  самости, в каждый момент жизни" (А. Маслоу).  

3.  Актуализироваться — значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация — это научение со-настраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища, или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4.  Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.

5.  Первые пять шагов помогают развить способность "лучшего жизненного выбора". Мы научаемся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума - выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6.  Самоактуализация — это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные, люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация – это  не "вещь", которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7.  "Пик-переживания"   - переходные моменты самоактуализации". Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

8.  Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

 

  1. Структура потребностей по Маслоу

Информация о работе Теория самоактуализации личности А. Маслоу