Теория поведения личности в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Невозможно представить себе жизнь человека без переживаний, разногласий, конфликтов. Всегда в жизни встречаются такие трудности и нужно на них правильно смотреть и решать их. Конфликт это серьезное разногласие, во время которого человека одолевают неприятные чувства или переживания. Существуют конфликты с другими людьми – внешние, и конфликты с самим собой это внутренние. При внутренних конфликтах внешнего раздражителя нет, но это не значит, что эти конфликты незначительны, несерьезны или они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. На мой взгляд, у понятия «внутренний конфликт» конфликт есть синоним – «совесть».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1: КОНФЛИКТ И ЕГО ПРИЧИНЫ
1.1 Что такое конфликт
1.2 Причины конфликта

2 ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ
2.1 Основные модели поведения личности в конфликте
2.2 Стратегии поведения в конфликте
2.3 Характеристика основных стратегий поведения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КР.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Стратегия уступки имеет  некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено  в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

 

При анализе данной стратегии  следует учитывать некоторые  моменты.

 

а) Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

б) Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

в) Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа.

 В силу этого  стратегия уступки может придать  конструктивному конфликту деструктивную  направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь  в виду, что она оправдана в  тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

 

4. Компромисс.

 Компромиссная стратегия  поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

 

При анализе данной стратегии  важно иметь в виду ряд существенных моментов.

а) Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

б) Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.

в) Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п.

Пассивный компромисс —  это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.

 

 

Анализируя стратегию  компромисса, следует иметь в  виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что  и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

 

5. Сотрудничество .

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем  направленности как на собственные  интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и  на признании ценности межличностных  отношений.

 

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

а) Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

б) Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

Являясь одной из самых  сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить  возникшую проблему.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из изложенного можно  сделать вывод, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, т.к. универсального способа реагирования не существует.

 

В то же время есть мнение, которое восходит ещё к мудрецам древности, что в спорах рождается  истина, столкновения и противоречия являются движущей силой всякого  изменения и развития.  Конфликт может означать, что пришло время  перемен, что назрела необходимость решения проблемы, что оставаться в том положении, которое было раньше, более невозможно. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

 

В связи с этим уместно  будет вспомнить высказывания из книги Эриха Фромма «Искусство любить»[8]:

«Так же как люди   привыкли   думать,  что  боли  и  печали  надо   избегать  при  любых обстоятельствах, так  же они привыкли  думать,  что  любовь означает  полное отсутствие конфликтов. И они находят верные доводы в пользу этой идеи в том, что столкновения, которые они видят  вокруг, оказываются лишь разрушительным взаимным обменом, который  не несет  ничего хорошего ни  одной из сторон. На самом  деле  для большинства  людей  конфликты  являются  попытками избежать действительных  конфликтов.  Это  скорее  несогласие  по   незначительным  и поверхностным вопросам, по самой своей природе не поддающимся прояснению или разрешению. Действительные  конфликты  между  двумя  людьми служат  не тому, чтобы что-то скрыть  или свалить  на  другого  человека, а  переживаются  на глубоком  уровне  внутренней  реальности,  из  которой  они  исходят.  Такие конфликты не разрушительны. Они ведут к прояснению, они рождают катарсис, из которого  оба человека  выходят обогащенными знанием и силой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

        1. ИСЭ. Учебное пособие (Практикум)

        2. http:// www.conflictology.com

        3. Анцупов  А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. II издание. Москва      

        4. Дмитриев  А.В. Конфликтология. Москва

        5. Ворожейкин  И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К.  Конфликтология. – М.: Инфра-М

        6. Эрих Фромм «Искусство любить»

 

 

 


Информация о работе Теория поведения личности в конфликте