Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 23:41, реферат
Поведение человека слишком сложный процесс, чтобы быть объясненным в одном широком обобщении. Оно проявляется в действиях, в процессах мышления и коммуникации, в наблюдательности. Любое поведение имеет результат. Желательным результатом является эффективная работа. Поэтому руководитель должен заранее определять желаемые результаты, направлять поведение работников в нужном направлении, создавая для них мотивационный климат.
Введение………………………………………………………………...3
Теоретические основы организационного поведения……….…..…..4
Развитие теории управления………………………………………………..….….5
Современные теории управления………………………………....…..7
Личность как центр и основа организационного поведения…….....9
Мышление личности……………………………………………….....10
Характер и его внешнее проявление……………………………..…12
Поведение человека в организации……………………………...…..17
Заключение………………………………………………….………....23
Список литературы………………………………………….……..…
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«
Московский институт
предпринимательства
и права»
Реферат
по дисциплине « Организационное поведение»
тема
«Теория поведения человека в организации»
Главный ресурс успешной работы организации – это люди. Взаимоотношения между руководителем и окружающими его людьми: коллегами, подчинёнными, клиентами, партнёрами, конкурентами приводят в движение потенциал организации. Это влечёт за собой необходимость управлять их организационным поведением, для чего необходимо разбираться в теории поведения личности.
В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается с точки зрения поведения работника, способов общения в процессе труда. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.
В менеджменте разработаны
Поведение
человека слишком сложный процесс,
чтобы быть объясненным в одном
широком обобщении. Оно проявляется
в действиях, в процессах мышления и коммуникации,
в наблюдательности. Любое поведение имеет
результат. Желательным результатом является
эффективная работа. Поэтому руководитель
должен заранее определять желаемые результаты,
направлять поведение работников в нужном
направлении, создавая для них мотивационный
климат.
1.
Теоретические основы
организационного
поведения
Организационное
поведение — это комплексная
прикладная наука о психологических,
социально-психологических, социальных
и организационно-
Анализ организаций показывает, что самым
существенным признаком, по которому определяется
работоспособность сотрудников, являются
отношения в диапазоне «сотрудничество
— конфронтация». Ситуации в этом диапазоне
могут возникать во всей организации:
и по вертикали («сверху вниз» и «снизу
вверх»), т.е. между руководителями и подчиненными
им сотрудниками, и по горизонтали: между
самими сотрудниками, между подразделениями,
службами и различными корпоративными
звеньями, если это холдинг. Для того чтобы
объяснить проявления организационного
поведения в тех или иных поступках работников,
важно понять, от каких плюсовых и минусовых
факторов зависит формирование сотрудничества
работников в организации. В то же время
важно выявить и обратный аспект. А он
состоит в том, чтобы понять те минус-факторы,
которые ведут к конфронтации, разрушая
сотрудничество.
Основными задачами организационного поведения являются:
1.
Выявить поведенческие
-руководителем и его подчиненными;
-между коллегами;
-между работниками подразделения.
2.
Обеспечить формирование
2. Развитие
теории управления
Классическая школа управления (1911 год). Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной, пока еще очень молодой, быстро и неравномерно развивающейся области научного и практического знания, занимает прочное место в современной цивилизации. Получив в начале века XXв. наиболее четкое выражение в концепциях научного организационное поведение управления Фредерика Тейлора, идеальной бюрократии Макса Вебера, науки администрирования Анри Файоля, эта область знаний первоначально пошла по пути жесткого рационализма в управлении.
В рамках классической школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства. Так, Тейлор сводил труд лишь к физиологическим затратам, измеряя напряжение, скорость реакции, и на этом рассчитывал законы нагрузки на организм. Используя наблюдения, замеры, анализ, он попытался устранить лишние, непродуктивные движения. Кроме того, он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха.
Немецкий социолог Макс Вебер также считал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Развитие идей Ф. Тейлора и М. Вебера было продолжено А. Файолем. Он попытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры. По его теории, руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов.
По мере развития экономического прогресса появляется необходимость переосмысления способов управления. В соответствии с концепцией гибкой производственной системы, предусматривается более однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляются самим коллективом.
Так
центральными проблемами в управлении
персоналом становятся мотивация и
квалификация. Но управлять умственной
деятельностью оказалось
В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление – поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных системах. Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Элтон Мэйо, которого считают одним из основоположников индустриальной социологии и социологии труда.
В одних ситуациях обоснованными, эффективно работающими оказывались жестко организованные, даже бюрократизированные, системы управления, в других – организации, построенные на принципах дебюрократизации, внутренней свободы, саморегулирования.
Отношение
к научному, в частности математическому
инструментарию, стало еще более спокойным,
когда в начале 80-х годов была осознана
огромная важность «организационной культуры»
как характеристики интегрирующей, собирающей,
словно в фокусе, все особенности предприятия:
и системные, и поведенческие. Маятник
вновь качнулся от технократизма к гуманизму
в управлении.
3. Современные теории
управления
Долгое время происходил количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое развитие в трудах Дугласа МакГрегора.
МакГрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
• задания, которые он получает;
• качество выполнения задания;
• время получения задания;
• ожидаемое время выполнения задания;
• средства, имеющиеся для выполнения задания;
• коллектив (окружение), в котором он работает;
• инструкции, полученные им;
• убеждение его в посильности задания;
• убеждение его в вознаграждении за успешную работу;
• размер вознаграждения за проведенную работу;
• уровень его вовлечения в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на подчиненного и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов МакГрегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теориями «Х» и «У».
Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом. Теория «Х»
• Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
• Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
• Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»
• Работа для человека так же естественна, как игра.
• Внешний контроль не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.
• Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху.