Теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.1

Содержание

Введение.
Психодинамическая теория личности.
Аналитическая теория личности.
Гуманистическая теория личности.
Когнитивная теория личности.
6. Поведенческая теория личности.
7. Деятельностнаная теория личности.
8. Диспозициональная теория личности.
9. Заключение.
10. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат психология.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов)

Когнитивно  сложная личность, по сравнению с  когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

  1. имеет лучшее психическое здоровье;
  2. лучше справляется со стрессом;
  3. имеет более высокий уровень самооценки;
  4. более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и  количества) существуют специальные  методы. Наиболее известный из них  «тест репертуарной решетки» (Франселла  Ф., Баннистер Д., 1987).

Испытуемый  сравнивает одновременно между собой  триады (список и последовательность триад составляется заранее из людей, играющих важную роль в прошлой и настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологический характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.

Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что  у вас и у вашего преподавателя  есть общее психологическое свойство – общительность, а у вашего супруга (супруги) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт – «обжительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Согласно  когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. 

6. Поведенческая теория личности. 

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку  главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существует  два направления в поведенческой  теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца. Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Скиннер утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа Ж., 1992; Скиннер Б.Ф., 1978).

 По  мнению представителей второго  направления, важную роль в  развитии личности играют не  столько внешние, сколько внутренние  факторы, например, ожидание, цель, значимость  и т.д. Бандура назвал поведение  человека, детермированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведения человека он вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости полкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Бихевиористы  считают, что личность формируется  и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни  человека они рассматривают как  более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные  и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других – нет.

Согласно  поведенческой теории, человек практически  полностью лишен свободы воли. Наше поведение детермированно внешними обстоятельствами. Мы часто ведем  себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированны. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В качестве элементов личности в бихивиористской  теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущи конкретному человеку, определяется его социальным опытом. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека, а если вы грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы – продукт общества, воспитания.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводиться только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. На ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активное подкрепление (смотря телевизор, видео), затем – манипулятивное (поиграть, порисовать), далее - поссессиальное (от англ. – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец  - социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т.д.).

Если  в рамках рефлекторного направления  в поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители  наученческого направления считают  выделение таких блоков вполне возможным.

Поведенческая модель выделяет три основных концептуальных блока личности. Основной блок – самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу-не могу). А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «могу», то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «не могу», - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может, а чего не может сделать:

  1. Прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то сейчас, по видимому смогу;
  2. Самоинструкция; например, «я могу это сделать!»;
  3. Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);
  4. (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, «если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет 2 основных внутренних блока  личности – субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации.

Целостность свойств личности проявляется в  единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые  не видят связи между своим  поведением и их результатами, по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный  локус контроля. «Экстерналы» – это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» – это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с  одной стороны, и система внутренних факторов, самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой. Согласно иерархии рефлексов или социальных навыков, в которых ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. 

7. Деятельностнаная теория личности. 

Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое  наследование личных свойств. Главным  источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность  понимается как сложная  динамическая система  взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А.Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится  опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С.Л., 1997).

Принципиальное  отличие  деятельностной теории от поведенческой заключается в  том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

Предметность  – это характеристика, которая  присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего  в  понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности,  а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К.А., 1980; Брушлинский А.В., 1994).

Субъектность  означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным  источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т.е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается  в течение всей жизни в той  мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек  не является пассивным наблюдателем, он -  активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее  рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.

По мнению представителей данного подхода, в  личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются  в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных  операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные условия сознания, например, рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную  деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированны в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.

Информация о работе Теория личности