Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:02, реферат
Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.
Сама природа человека, его безграничная пластичность и компенсаторные возможности, необычайно усиливаемые благодаря культуре, позволяют ему обретать смысл практически в любой жизненной ситуации. Поиски смысла не должны прекращаться, даже если при каких-то условиях и обстоятельствах его обрести не удалось. Будут в жизни другие условия и другие обстоятельства, другие возможности обрести смысл жизни.
Человек, который знает, зачем он
живет, максимально активен и
может выдержать любые
Франкл считал, что традиционная психотерапия только проявляет в сознании глубинные явления душевной жизни, и поэтому разработал логотерапию, которая обращает внимание сознания на подлинные духовные сущности и призвана привести к осознанию собственной ответственности, ибо именно она является основой человеческого существования. Необходимо помочь человеку наполнить жизнь смыслом, чтобы он осознавал: кроме него никто это так не сделает, без него не обойтись, у него есть своя миссия, ни одна драма его жизни не проходит впустую, а обладает сверхсмыслом, вся его жизнь имеет свою неповторимую цель.
По мнению Франкла, есть ценности ситуативные и вечные. Первую человек может осуществить один раз в жизни, и если она упущена, то теряется безвозвратно. Экзистенциальный анализ помогает нам сделать выбор в пользу ситуативной ценности (например, в выборе между чтением книги и свиданием с любимым человеком важнее выбрать второе, иначе эта ситуативная ценность будет упущена навсегда). Цель логотерапии состоит в том, чтобы оказать содействие в достижении максимальной сосредоточенности на жизненной задаче, стоящей перед личностью, или на том деле, которое хочется выполнить, не блокируя и не упуская ситуативные ценности, стараясь сделать «лучшее, на что человек способен в данной ситуации».
Многие люди, особенно невротики, откладывают свои дела, как будто они бессмертны. Поскольку это вовсе не так, важно использовать отведенное время по максимуму, и только сам человек несет ответственность за свою жизнь. Не имеет значения, если работа не завершена, важно, какого она качества. Ведущий принцип экзистенциального анализа образно можно представить так: к любой ситуации следует подходить, как будто живешь во второй раз и в прошлой жизни уже сделал ошибку, подобную той, которую сейчас можешь совершить. Представьте себя в такой ситуации и осознайте всю глубину ответственности, которую несете в любой момент своей жизни.
Но, с другой стороны, Франкл предупреждал, что не нужно стремиться стать идеальным: если бы все люди были таковы, каждого можно было бы заменить другим.
Именно из нашего несовершенства вытекает незаменимость, неповторимость каждого и ценность, смысл его жизни, поскольку всякий из нас и по-своему несовершенен, и по-своему хорош, и жизнь наша приобретает свой специфический смысл в обществе, если мы зеркально не копируем других. Человек должен жить по формуле: быть — значит отличаться.
Быть человеком — это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т. е. уметь изменяться, из своих промахов извлекать уроки и делать выводы на будущее, улучшая себя, свои мысли, действия, чувства, свою жизнь и даже жизнь окружающих.
Франкл отмечает, что судьба может предстать перед человеком трояким образом:
как естественная предрасположенность или природный дар;
как ситуация;
как взаимодействие предрасположенности и ситуации,
которое формирует человеческую позицию, т. е. отношение к чему-либо.
Позицию человека как раз и можно изменить, поэтому люди не рабы судьбы, они проявляют свободу и выбирают свои отношения и действия. Слабовольным, по Франклу, становится тот, у кого нет цели и кто не умеет принимать решения, кто хочет оставаться таковым. Нельзя оправдываться неправильным воспитанием, как это делают невротики. Последствия его можно и нужно исправлять сознательными усилиями.
3. Теория личности
Теория личности Франкла была изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является, пожалуй, «Человек в поисках смысла», вышедшая в конце 1950-х гг. и неоднократно переизданная во всем мире. Эта теория состоит из трех частей — учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.
Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.
Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации». Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.
В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей всеобщего детерминизма, Франкл, как и другие психологи и философы (Хайдеггер, Сартр, Маслоу), разделяющие его позицию, стремится вывести человека из под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. В таких попытках ученые обращались и к разуму человека, и к его нравственности, творчеству и т.д. Франкл же вводит понятие «ноэтический уровень» существования человека.
Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие Франкла «ноэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.
Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.
Основной тезис учения о стремлении в фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными.
Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенцильного вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов.
Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.
Главный тезис учения о смысле жизни — жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.
С т. з. Франкла смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности.
Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);
с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);
посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.
Соответственно выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения.
Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории.
В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.
Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами.
Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды.
По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.
Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.
Содержание доклада: