Теория личности Виктора франкла

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

Работа содержит 1 файл

франкл психология.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

«Я видел смысл своей жизни в том, 
чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»

Виктор Франкл


 

1. Жизнь и работа Виктора Франкла

 

 
     Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди Венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так  называемый Selbstmörderpavillon, отделение  по предотвращению самоубийств одной  из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли  Гроссер.

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена  и родители были депортированы  в концентрационный лагерь Терезинштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключенным. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Все свое время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания. В этом деле у Виктора Франкла был большой выбор психиатров и социальных работников со всей Центральной Европы.

Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным». В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «вечером я спала, а днем страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от легочного туберкулеза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но все же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.

Этой же основой Франкл пользовался для создания своей  методики психотерапевтической помощи — логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себе не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживем ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.

Франкл верил, что объективный  взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди  которых были Лео Бек и Регина Ионас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключенным преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В послевоенные годы Франкл опубликовал  более 32 книг, многие из которых были переведены на 10-20 языков. Франкл также  посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней.

Франкл умер 2 сентября 1997 г. от сердечной  недостаточности.

 

2.  Смысл жизни по В. Франклу 

 

В книге «Человек в поисках смысла» Франкл пишет: «Жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет универсального смысла жизни для всех людей, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций жизни каждого конкретного человека». Индивидуальный и уникальный характер смысла жизни объясняется тем, что всегда неповторимы субъект-носитель, ситуация и путь обретения жизненного смысла. Бытие каждого из нас наполнено важным смыслом.

Франкл утверждает, что нет бессмысленных  ситуаций, хотя нередки ситуации необретенного  смысла жизни. Люди часто проходят мимо реальных возможностей понять его. Более того, человек тяготеет к «уходу от смысла» в область иллюзий и заблуждений, «экзистенциального вакуума». Поиск смысла жизни и стремление к счастью — неравнозначные процессы.

Хотя поиск смысла жизни всегда предполагает определенное удовлетворение человека от его обретения, в то же время счастье и смысл жизни — не одно и то же. «Счастье — это когда тебе ничего больше не нужно, кроме того, что у тебя уже есть». Стремление к нему само по себе не может быть сутью человеческого существования. Человек, отчаянно рвущийся к обретению счастья, этим своим рвением отрезает себе дорогу к его достижению. Удовольствие не в состоянии придать нашему существованию осмысленность. Но и его отсутствие вовсе не умаляет смысла жизни.

Так, в трагических ситуациях человек счастлив быть не может, но обрести смысл своего бытия, даже если эта ситуация смертельна, вполне реально. Это происходит хотя бы потому, что даже тогда человеку все же «еще что-то нужно». То есть счастья нет, но обретение смысла жизни еще возможно.

Франкл подчеркивает, что стремление к нему обостряется, когда разыгрывается  трагедия, а в «удобных» условиях смысл жизни нередко подменяется чувством удовольствия, наслаждения, порой даже иллюзиями или просто извращенными представлениями.

Франкл выстраивает классификацию ценностей, лежащих в основе поисков человеком смысла своей жизни:

Ценности, реализуемые в продуктивных творческих актах:

трудолюбие, созидание, преобразование в процессе трудовой деятельности.

Это — ценности созидания.

Ценности, реализуемые в переживаниях красоты природы, искусства,

т. е. ценности переживания.

Ценности, реализуемые в отношениях человека к человеку, — любовь, дружба, сочувствие,

т. е. ценности общения.

Ценности преодоления человеком  самого себя в ситуации,

когда он не может практически воздействовать на ее изменение.

С точки зрения Франкла, эта четвертая  группа ценностей наиболее важна  при определении существа поиска смысла жизни.

Пока человек живет, пока сознание не покинуло его, он может реализовать  определенные ценности и быть ответственным перед самим собой за обретение смысла своей жизни. Более того, бывают ситуации, когда остаются доступными лишь ценности преодоления себя, определения своего индивидуального отношения к страданиям. То, как человек умирает, заметил Франкл, является неотъемлемой составляющей его жизни; это как бы подводит итог существованию человека, делая его до последнего мгновения осмысленным.

Высшие ценности — преодоления  себя — реализуются в трех основных формах переживания человеком трагических ситуаций: страдании, вине, смерти. Им соответствуют три основных отношения, которые и составляют содержание этих ценностей: смирение, покаяние, достоинство. Именно эти высшие ценности позволяют обрести смысл жизни в самых трагических ситуациях.

Принятие страдания, покаяние за вину, достойное приятие смерти — обретение сути и изменение к лучшему самого человека. Франкл, переживший ужас концлагерей, писал: «Гораздо позже я понял смысл страдания. Страдание может иметь смысл, если меняет к лучшему тебя самого».

Если человек оказывается в  таких ситуациях, которые он объективно не может изменить, то его выбор  может быть тогда связан лишь с  изменением его внутреннего духовного  мира. Он может выработать новое  отношение к данной ситуации, которое  позволяет сохранить и укрепить его достоинство, с честью и мужеством нести свой крест. Если же есть хоть малейшая вероятность изменить обстоятельства и тем самым прекратить страдание, то необходимо до конца использовать такую возможность.

Терпение оправдано только в  том случае, если сама судьба ставит человека в соответствующие условия, ибо ни изменить своего положения, ни избежать его он объективно не в состоянии. Только оправданное терпение является нравственным достижением: лишь неизбежное страдание имеет нравственный смысл. То есть когда человеку становится плохо, он должен подумать, а все ли он сделал, чтобы избежать этой ситуации, и, быть может, по прошествии времени станет ясно, что воспринимаемое им сейчас как несчастье является подарком судьбы. Франкл считал, что круг оправданных страданий сравнительно узок: это неизлечимые заболевания, смерть близких людей, заключение в концлагерь при тоталитарных режимах и т. и. А остальные страдания — часто просто блажь или намек судьбы на то, что человек собирается сделать очередную глупость.

Если смысл жизни не реализован человеком в данной конкретной ситуации, то он будет потерян безвозвратно для бытия в целом, ибо точно  такая же ситуация еще раз возникнуть не может. Сознавая конечность и необратимость  своего земного существования, человек не должен упустить по своей вине ни единого случая наполнить смыслом те жизненные ситуации, из череды которых складывается его путь.

Жизнь должна оцениваться не ее продолжительностью, а содержательностью. У любого человека она бывает наполненной смыслом независимо от того, краткая она или долгая. Смысл жизни измеряется не количеством прожитых лет, а наполненностью их деяниями, переживаниями, общением.

Огонь факела, замечает Франкл, имеет  смысл, даже если он уже угас, но бесконечная  передача эстафеты незажженного факела из рук в руки — бессмысленна.

Франкл утверждает, что положение  человека, его профессия абсолютно  ничего не значат. Решающим является то, как он работает, справляется со своим кругом задач и обязанностей, как реализует созидательные  ценности в труде, творческих продуктивных действиях. Обыкновенный человек, справляющийся со своим кругом обязанностей и задачами, которые ставит перед ним его положение в обществе, более велик, чем «великий» государственный деятель, безнравственные решения которого могут нести большое зло.

Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла жизни.

Последний не сводится к какой-либо одной, пусть даже очень важной И  благородной цели или ценности, будь то труд, любовь, почет, уважение окружающих, карьера, наличие физических потомков и т. п.

Все это служит ориентиром, но если ограничить смысл жизни только одной  из таких ценностей, это оборачивается  тяжелой трагедией — погружением  в экзистенциальный вакуум.

Поиск смысла не должен ограничиваться только одной областью жизни, одной сферой деятельности, целью или ценностью. Полем выступает сама жизнь — во всей ее полноте и во всем ее многообразии.

Франкл прямо заявляет, что обретение  смысла жизни — прерогатива самостоятельной  зрелой личности. Попытки искусственно навязать неокрепшей личности ребенка однозначный смысл жизни чреваты серьезной жизненной трагедией, даже отказом от дальнейшего поиска или погружением в иллюзии.

Эту же позицию отстаивает известный  польский психолог К. Обуховский. Он прямо  заявляет, что все попытки волевым путем навязать молодому человеку жестко однозначный смысл жизни (музыканта, балерины, поэта, дипломата, ученого и т. п.) ничего, кроме вреда дальнейшему развитию личности, принести не могут.

Информация о работе Теория личности Виктора франкла