Теория личности – классификация и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

В современной психологии множество подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности .......………………………….……..………………... 4
Глава 2. Теория личности – классификация и содержание ...………………… 7
. Традиционные теории …...………………………………………………… 7
. Новые теории ….…………………………………………………………... 10
. Новейшие теории ……...………………………………………………….. 12
Заключение ………………………………………………………………….….. 14
Список используемой литературы ………………………………………….… 15

Работа содержит 1 файл

контр психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

    в) интуитивный – знание, возникающее  без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения» ;

    г) мыслительный - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредственным отражением действительности.

    Все отмеченные положения, разработанные  Юнгом, позволили отразить его системное  понимание психики человека.

    В основе традиционных теорий личности признается «теория поля» предложенная Куртом Левиным. Основные положения  «теории поля» сводятся к следующим положениям. Субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях. Здесь мир воспринимается как феномен, обладающий основным свойством – целостностью. При этом принципиально утверждение о существовании внешнего физического поля и внутреннего «психического поля» личности. В психическом поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов. Личностное ядро образуют наиболее устойчивые побуждения, которые могут претерпевать изменения благодаря перемещениям мотивационных компонентов. Мотивами являются определенные объекты – различные районы «жизненного пространства». Имеют место и конфликты типа «притяжение-притяжение», «избегание-притяжение».

    Разработанная Левиным «теория поля» позволила  ему выдвинуть концепцию динамической системы поведения личности, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между человеком и окружающей средой. Им были изучены проблемы положения личности в группе, лидерства, конфликта и др.

    Имеется немало и других теорий, которые полезны для более углубленного понимания места личности в психологии.

    Таким образом, традиционные теории содержат в себе фундаментальные знания о  психологии личности. Знание их конструктивных положений способствует проникновению в глубины психического конкретного человека.

    2.2 Новые теории

    Новые теории личности объединяют идеи, взгляды, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через  ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; гуманистические теории личности; неофрейдистская теория личности и т.д.

    Среди отмеченных и других новых торий  важное место занимает гуманистическая психологи, которая создана совместно многими выдающимися психологами. Г. Оллпорт разработал теорию самореализации («Концепции функциональной автономии мотивов»). Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

    К. Роджерс считал, что фундаментальным  компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.

    Он  предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; «Я – концепция» формируется как внутренне согласованная композиция восприятия организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самопереживаний, организирующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

    К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации личностью «Я – Концепции».

    А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.

    А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена на 5 уровнями.

    Иерархия  потребностей по Маслоу включает:

    1) потребность в самоактуализации (стремление человека к возможно  более полному выявлению и  развитию своих личностных возможностей.);

    2) потребность в признании и  оценке;

    3) потребность в безопасности;

    4) потребность в социальных связях, привязанностях и любви;

    5) физиологические нужды и потребности  .

    Согласно  предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.

    2.3 Новейшие теории

    Новейшие  теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».

    Новым в психологии явилось обоснование  и разработка Сирсом «Диадической теорию интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.

    Д. А.Келли разработал «Психологию  личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний .

    Важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

      Теории  личности представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с точки зрения психологии. Теории личности имеют отношение не только к общему функционированию индивидуума, но также к индивидуальным различиям между людьми.

      Хотя  в настоящее время нет общепринятого  единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера личностных исследований является обособленной в психологии благодаря ее попытке синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей психологии. Психология личности является также подразделом академической психологии, включающим многие теоретические направления, значительный багаж исследовательских находок, множество методов и приемов оценки, а также принципы понимания и исправления патологического поведения.

      Теории  личности выполняют две основные функции: первая — обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая — предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

      Теории  личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека. Различия между самими теоретиками по этим положениям составляют принципиальную основу для различения соответствующих теорий.

    В заключение хочется отметить важную значимость изучения психологии личности. Ведь ощущение устойчивости собственной личности и личности другого человека  - важное условие  внутреннего благополучия человека, установления и сохранения нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

Список  используемой литературы: 

   
  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, под редакцией Дружинина В.Н. СПб: Питер, 2007г.
  2. Психология. Учебник, Немов Р.С., М: «Высшее образование», 2006г.
  3. Психология. Учебник, Тихомиров О.К., М: «Высшее образование», 2006г
  4. Психология. Учебник, Нуркова В.В., М: «Высшее образование», 2006г
  5. Психология. Учебник для педагогических вузов, Сосновский Б.А.,                  М: «Юрайт-Издат», 2007г.
  6. Психология, Степанов В.Е., М: «Дашков и Ко» 2006г.

Информация о работе Теория личности – классификация и содержание