Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:15, контрольная работа
В современной психологии множество подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности .......………………………….……..………………... 4
Глава 2. Теория личности – классификация и содержание ...………………… 7
. Традиционные теории …...………………………………………………… 7
. Новые теории ….…………………………………………………………... 10
. Новейшие теории ……...………………………………………………….. 12
Заключение ………………………………………………………………….….. 14
Список используемой литературы ………………………………………….… 15
в) интуитивный – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения» ;
г) мыслительный - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредственным отражением действительности.
Все отмеченные положения, разработанные Юнгом, позволили отразить его системное понимание психики человека.
В основе традиционных теорий личности признается «теория поля» предложенная Куртом Левиным. Основные положения «теории поля» сводятся к следующим положениям. Субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях. Здесь мир воспринимается как феномен, обладающий основным свойством – целостностью. При этом принципиально утверждение о существовании внешнего физического поля и внутреннего «психического поля» личности. В психическом поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов. Личностное ядро образуют наиболее устойчивые побуждения, которые могут претерпевать изменения благодаря перемещениям мотивационных компонентов. Мотивами являются определенные объекты – различные районы «жизненного пространства». Имеют место и конфликты типа «притяжение-притяжение», «избегание-притяжение».
Разработанная
Левиным «теория поля»
Имеется немало и других теорий, которые полезны для более углубленного понимания места личности в психологии.
Таким образом, традиционные теории содержат в себе фундаментальные знания о психологии личности. Знание их конструктивных положений способствует проникновению в глубины психического конкретного человека.
2.2 Новые теории
Новые теории личности объединяют идеи, взгляды, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; гуманистические теории личности; неофрейдистская теория личности и т.д.
Среди отмеченных и других новых торий важное место занимает гуманистическая психологи, которая создана совместно многими выдающимися психологами. Г. Оллпорт разработал теорию самореализации («Концепции функциональной автономии мотивов»). Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.
К. Роджерс считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.
Он предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; «Я – концепция» формируется как внутренне согласованная композиция восприятия организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самопереживаний, организирующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.
К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации личностью «Я – Концепции».
А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.
А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена на 5 уровнями.
Иерархия потребностей по Маслоу включает:
1)
потребность в самоактуализации
(стремление человека к
2) потребность в признании и оценке;
3) потребность в безопасности;
4) потребность в социальных связях, привязанностях и любви;
5)
физиологические нужды и
Согласно предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.
2.3 Новейшие теории
Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».
Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом «Диадической теорию интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.
Д. А.Келли разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний .
Важно
понимать, что овладение всем богатством
психологического знания о личности является
важной предпосылкой для проникновения
в глубины тайны человека, его поведения
и деятельности. Учет зарубежной психологии
позволяет обогатить представления о
личности, которые сложились в отечественной
психологии. Это является важной предпосылкой
для уточнения психологической структуры
личности и обеспечения продуктивного
развития и задействования творческого
потенциала.
Заключение
Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с точки зрения психологии. Теории личности имеют отношение не только к общему функционированию индивидуума, но также к индивидуальным различиям между людьми.
Хотя
в настоящее время нет
Теории личности выполняют две основные функции: первая — обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая — предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
Теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека. Различия между самими теоретиками по этим положениям составляют принципиальную основу для различения соответствующих теорий.
В заключение хочется отметить важную значимость изучения психологии личности. Ведь ощущение устойчивости собственной личности и личности другого человека - важное условие внутреннего благополучия человека, установления и сохранения нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.
Список
используемой литературы:
Информация о работе Теория личности – классификация и содержание