Теория личности – классификация и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

В современной психологии множество подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности .......………………………….……..………………... 4
Глава 2. Теория личности – классификация и содержание ...………………… 7
. Традиционные теории …...………………………………………………… 7
. Новые теории ….…………………………………………………………... 10
. Новейшие теории ……...………………………………………………….. 12
Заключение ………………………………………………………………….….. 14
Список используемой литературы ………………………………………….… 15

Работа содержит 1 файл

контр психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теория личности .......………………………….……..………………... 4

Глава 2. Теория личности – классификация и содержание ...………………… 7

    1. . Традиционные теории …...………………………………………………… 7
    2. . Новые теории ….…………………………………………………………... 10
    3. . Новейшие теории ……...………………………………………………….. 12

Заключение ………………………………………………………………….….. 14

Список используемой литературы ………………………………………….… 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Одним из существенных аспектов неуклонного  вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

      Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи —экспериментаторы, так и теоретики в области психологии личности.

      Другая  цель психологии личности — помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей.

    В современной психологии множество  подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления  о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

    Теории  личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. 
 
 
 
 

      Глава 1. Теория личности

      В настоящее время не существует общепринятого  мнения о том, какой подход следует  применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Теория — это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому, строго говоря, не может быть «правильной» или «неправильной». Тем не менее, теория в целом принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом (обычно основанные на данных, полученных в конкретных экспериментах) согласуются с объяснением того же самого феномена, вытекающим из самой теории. Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Изучение теорий личности позволяет достичь многого. Предмет нашего интереса — природа человека; наша цель — понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире.

      Теории  выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить, почему пятилетний мальчик испытывает такую сильную романтическую привязанность к своей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования. Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этом возрасте переживают похожие чувства. А вооружившись теорией, которая соотносит подобные чувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появления данных эмоций), мы сможем лучше понять мальчика. Мы можем оказаться правыми или неправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в понимании определенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.

      Теория  должна не только объяснять прошлые  и настоящие события, но также  и предсказывать будущие. Она  должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения. То есть мы должны суметь предсказать определенные изменения в поведении мальчика, являющиеся функцией от родительского воспитания. Что будет, если его мать начнет активно поощрять романтические чувства своего ребенка или отец отвергнет сына из-за того, что тот на него злится? Подобные предсказания не только должны быть возможными, но в идеале теоретическая концепция должна быть сформулирована таким образом, чтобы существовала возможность строгой и точной эмпирической проверки. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования. И наоборот, научную ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.

      Теории  личности выполняют разные функции  в психологии. Они дают нам возможность  объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи — те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные теории личности

    Основные  психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. В современной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологию. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:

    1.Традиционные  теории личности (В.Дильтей, К.  Левин, В. Штерн, З.Фрейд, К.  Юнг и др.);

    2.Новые  теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А.  Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.);

    3.Новейшие  теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д.  Мид, Г. Салливен, Сирс, Э.Фромм  и др.).

    2.1 Традиционные теория 

    В числе традиционной теории личности заметное место занимает фрейдизм. Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникла как концепция объяснения и лечения неврозов. Это направление в психологическом знании длительное время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

    Анализируя  причины функциональных заболеваний  у своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что их источником могут  быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, таким образом, комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.

    Все это позволило Фрейду выделить в  психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.

    Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального, и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

    Предсознательный  – его содержание без труда может быть осознано человеком.

    Сознательный  – содержит социальные нормы и  запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и др. влечения.

    Отводя  заметное место детству, психоаналитик  обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводя к неврозу. Следовательно, для познания личности следует учитывать достижения Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, т.к. в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.

    Психологические взгляды К. Юнга ориентированы на выделение в психике человека «сознательного» и «бессознательного». Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах: 

    а) индивидуальной (личной)

    б) коллективной – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения архетипы.

    Если  инстинкты и влечения рассматриваются  в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному  поведению, то архетипы (способ связи образов, переходящих из поколения в поколение). Согласно Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. , лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т. п. Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией ,имеющей целью достижение особой связности коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому она становится самостью.

    В зависимости от преобладания той  или иной функции психики Юнг  выводил следующие типологии личности:

    а) эмоциональный – свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

    б) чувствующий – 1) общая способность  к ощущению; появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии – повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. ;

Информация о работе Теория личности – классификация и содержание