Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:46, реферат
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.
Введение………………………………………………………………......3
Глава I Биография Л.Фестингер………………………………….….….5
Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция………..…7
Глава III Теория когнитивного диссонанса………………………...…13
Заключение……………………………………………………………....18
Библиографический список использованной литературы…….……..19
Объект каузальной атрибуции — поведение другого человека. Успех других людей мы объясняем обстоятельствами, а провал — их личностными качествами. Эта фундаментальная ошибка атрибуции становится очевидной, если сравнить оценки неудачных действий участника события со стороны соучастника и постороннего наблюдателя. Соучастник объясняет провал несчастливыми обстоятельствами, а наблюдатель — бестолковостью участника. По всей видимости, большая включенность соучастника в событие сближает его оценки с оценками участника, который склонен к самооправданию. Иначе говоря, непосредственные участники событий и сторонние наблюдатели не могут достичь взаимопонимания до тех пор, пока каждый из них «не влезет в шкуру другого».
Люди
склонны к антропоморфным объяснениям
всего и вся. Например, при пересказе
содержания телеролика с движущимися
геометрическими фигурами студенты
обнаружили у треугольников и
квадратов характеры, личностные качества
и мотивы. «Провокаторами» подобных
умозаключений часто становятся
иллюзорные корреляции, которые представляют
собой стойкие убеждения
Выбор
типа атрибуции во многом определяется
социокультурной спецификой индивида.
Понятно, что люди с коллективным
ценностным центром тяжести (пурпурным,
синим, зеленым) при объяснении негативных
поступков более склонны к
обстоятельственной атрибуции, а с
индивидуальным (красным, оранжевым, желтым)
— к личностной.
Глава
III Теория когнитивного
диссонанса
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.
Под термином когнитивный
Говоря о теории диссонанса
Леона Фестингера, принято приводить
пример с курильщиком: человек
курит, но вместе с тем знает,
что курение вредно. У него
возникает когнитивный
В современной психологии
Доминирующая когнитивистская
Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Состояние диссонанса между
Когнитивный диссонанс
Другой хорошо изученный
Экспериментальное
Фестингер следующим образом
объясняет описанный факт. После
принятия трудного решения
Теория когнитивного диссонанса, предложенная Л. Фестингером, считается в психологическом мире одной из самых важных теорий когнитивного соответствия (Festinger, 1957).
Теория диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением. Когнитивный диссонанс определяется как состояние дискомфорта, испытываемое индивидом, когда его поведение не соответствует его установкам. Диссонанс создает психологическое напряжение, и индивид ощущает определенное давление, побуждающее его ослабить это напряжение или избавиться от него. Если индивид не может отказаться от каких-либо своих действий (например, привычек), которые не согласуются с его установками, то основной способ ослабления диссонанса для него состоит в том, чтобы изменить собственные установки. Состояние диссонанса также мотивирует индивида избегать информации, которая может его увеличить. Ослабление напряжения означает восстановление консонанса (согласия).
Итак, теория когнитивного диссонанса строится на трех основных точках:
Библиографический
список использованной
литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002 - 384 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология/ Е.В.Андриенко - М.: Академия, 2005 - 262 с.
3. Аронсон, Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы / Э.Аронсон, М.: Издательство Московского университета, 2004-430 стр.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Берн. Э. - СПб.: Лениздат, 2002. - 354 с.
5. Болтова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов / А.К. Болтова, - М.: Аспект Пресс, 2007-533 с.
6. Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев,- М: Просвещение, 2001-522 с.
Информация о работе Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера