Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава I Биография Л.Фестингер………………………………….….….5
Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция………..…7
Глава III Теория когнитивного диссонанса………………………...…13
Заключение……………………………………………………………....18
Библиографический список использованной литературы…….……..19

Работа содержит 1 файл

Фестингер.docx

— 37.11 Кб (Скачать)

Объект  каузальной атрибуции — поведение  другого человека. Успех других людей  мы объясняем обстоятельствами, а  провал — их личностными качествами. Эта фундаментальная ошибка атрибуции становится очевидной, если сравнить оценки неудачных действий участника события со стороны соучастника и постороннего наблюдателя. Соучастник объясняет провал несчастливыми обстоятельствами, а наблюдатель — бестолковостью участника. По всей видимости, большая включенность соучастника в событие сближает его оценки с оценками участника, который склонен к самооправданию. Иначе говоря, непосредственные участники событий и сторонние наблюдатели не могут достичь взаимопонимания до тех пор, пока каждый из них «не влезет в шкуру другого».

Люди  склонны к антропоморфным объяснениям  всего и вся. Например, при пересказе  содержания телеролика с движущимися  геометрическими фигурами студенты обнаружили у треугольников и  квадратов характеры, личностные качества и мотивы. «Провокаторами» подобных умозаключений часто становятся иллюзорные корреляции, которые представляют собой стойкие убеждения относительно взаимосвязи физических свойств, психологических  характеристик и поведения людей: «квадратный подбородок — сильная  воля — действует решительно», «большой лоб — умный — ведет себя робко», «жесткие волосы — своенравный  характер — идет напролом».

Выбор типа атрибуции во многом определяется социокультурной спецификой индивида. Понятно, что люди с коллективным ценностным центром тяжести (пурпурным, синим, зеленым) при объяснении негативных поступков более склонны к  обстоятельственной атрибуции, а с  индивидуальным (красным, оранжевым, желтым) — к личностной. 
 
 

Глава III Теория когнитивного диссонанса 

         Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

         Под термином когнитивный диссонанс  понимается любое несоответствие  между когнициями (т.е. между любыми  знаниями, мнениями или убеждениями,  относящимися к окружению, кому-либо  или чьему-либо поведению). Появление  диссонанса, являясь психологически  дискомфортным, заставляет человека  пытаться уменьшить его и добиться  консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса  человек активно избегает ситуаций  и информации, которые могут привести  к его возрастанию. 

         Говоря о теории диссонанса  Леона Фестингера, принято приводить  пример с курильщиком: человек  курит, но вместе с тем знает,  что курение вредно. У него  возникает когнитивный диссонанс,  выйти из которого можно тремя  путями:

  1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;
  2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;
  3. Игнорировать информацию о вреде курения.
 

         В современной психологии теория  когнитивного диссонанса нередко  используется для того, чтобы  объяснить поступки человека, его  действия в различных социальных  ситуациях. Эмоции же рассматриваются  в качестве основного мотива  соответствующих действий и поступков.  Лежащим в их основе когнитивным  факторам придается в детерминации  поведения человека гораздо большая  роль, чем органическим изменениям.

         Доминирующая когнитивистская ориентация  современных психологических исследований  привела к тому, что в качестве  эмоциогенных факторов стали  рассматривать также и сознательные  оценки, которые человек дает  ситуации. Полагают, что такие оценки  непосредственно влияют на характер  эмоционального переживания. 

Когниция  трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любое  знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью  как состояние дискомфорта. Она  стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И  именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого  поведения и отношения к миру.

         Состояние диссонанса между когнициями  Х и Y возникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

         Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит  к изменению отношений, а в  итоге - к изменению поведения.  Рассмотрим два наиболее известных  эффекта, связанных с возникновением  и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в  ситуации поведения, противоречащего  оценочному отношению человека  к чему-либо (аттитюду). Если человек  добровольно (без принуждения)  соглашается сделать что-либо, несколько  несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение  не имеет достаточного внешнего  оправдания (скажем, вознаграждения), то  в дальнейшем убеждения и мнения  меняются в сторону большего  соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение,  идущее несколько вразрез с  его нравственными установками,  то следствием этого будет  диссонанс между знанием о  поведении и нравственными установками,  а в дальнейшем последние изменятся  в сторону понижения нравственности. 

         Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного  диссонанса, – диссонанс после  трудного решения. Трудным решением  называется тот случай, когда  альтернативные варианты, из которых  необходимо сделать выбор, близки  по привлекательности. В таких  случаях, как правило, после  принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

         Экспериментальное исследование  одного из учеников Фестингера  — Брема показало, что после  принятия трудного решения повышается  субъективная привлекательность  избранного варианта и понижается  субъективная привлекательность  отвергнутого. Эксперимент был построен  следующим образом. Испытуемых (женщин) просили оценить привлекательность  различных предметов домашнего  обихода таких, как секундомер, радиоприемник, настольная лампа  и т. д. После этого контрольной  группе один из предметов был  преподнесен в качестве подарка.  Первой экспериментальной группе (группа трудного решения) был  предоставлен выбор между близкими  по привлекательности предметами; второй (группа легкого решения)  дали возможность выбрать предмет  из двух сильно различающихся  между собой по привлекательности.  После этого испытуемых всех  трех групп попросили вновь  оценить предметы по их привлекательности.  Результаты показали, что испытуемые  экспериментальных групп (те, у  которых было право выбора) изменили  свои оценки привлекательности  предметов, которые предоставлялись  им на выбор: по сравнению  с первоначальными оценками отвергнутый  предмет воспринимался как относительно  менее привлекательный, а избранный  — как более привлекательный.  Иначе говоря, привлекательность  отвергнутого варианта уменьшилась,  а избранного — возросла. Причем  изменение в оценках привлекательности  было более существенным в  случае трудного решения.

         Фестингер следующим образом  объясняет описанный факт. После  принятия трудного решения человек  испытывает эмоциональный дискомфорт, который вызван тем, что, с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное: принятое частично плохо, но оно принято; отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто. Стремясь избавится от переживаемого противоречия, человек убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое — вниз. Следствием этого являются изменения оценочных суждений, касающихся привлекательности альтернативных вариантов поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
 
 

     Теория когнитивного диссонанса, предложенная Л. Фестингером, считается в психологическом мире одной из самых важных теорий когнитивного соответствия (Festinger, 1957).

     Теория  диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением. Когнитивный диссонанс определяется как состояние дискомфорта, испытываемое индивидом, когда его поведение не соответствует его установкам. Диссонанс создает психологическое напряжение, и индивид ощущает определенное давление, побуждающее его ослабить это напряжение или избавиться от него. Если индивид не может отказаться от каких-либо своих действий (например, привычек), которые не согласуются с его установками, то основной способ ослабления диссонанса для него состоит в том, чтобы изменить собственные установки. Состояние диссонанса также мотивирует индивида избегать информации, которая может его увеличить. Ослабление напряжения означает восстановление консонанса (согласия).

Итак, теория когнитивного диссонанса строится на трех основных точках:

  1. Существуют диссонантные и консонантные отношения между когнитивными элементами (или представлениями человека об окружающем мире и его поведением)
  2. Возникновение когнитивного диссонанса ведет к появлению у индивида стремления к уменьшению или устранению этого диссонанса
  3. Появление подобного стремления состоит в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс элемента.
 

     Библиографический список использованной литературы 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002 - 384 с.

2. Андриенко, Е. В. Социальная психология/ Е.В.Андриенко - М.: Академия, 2005 - 262 с.

3. Аронсон, Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы / Э.Аронсон, М.: Издательство Московского университета, 2004-430 стр.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Берн. Э. - СПб.: Лениздат, 2002. - 354 с.

5. Болтова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов / А.К. Болтова, - М.: Аспект Пресс, 2007-533 с.

6. Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев,- М: Просвещение, 2001-522 с.

Информация о работе Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера