Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:46, реферат
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.
Введение………………………………………………………………......3
Глава I Биография Л.Фестингер………………………………….….….5
Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция………..…7
Глава III Теория когнитивного диссонанса………………………...…13
Заключение……………………………………………………………....18
Библиографический список использованной литературы…….……..19
на
тему: ‹‹ Теория когнитивного диссонанса
Л.Фестингера››
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Биография Л.Фестингер………………………………….….….5
Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция………..…7
Глава III Теория когнитивного диссонанса………………………...…13
Заключение……………………………………………………
Библиографический список использованной литературы…….……..19
когнитивный диссонанс ситуация
Введение
Многочисленные
теории мотивации стали появляться
еще в работах древних
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера исходит из того, что любой человек естественным образом «стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии», которая появляется благодаря согласованности между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает».
При наличии этого консонанса (согласованности) человек испытывает психологический комфорт. Но если под воздействием каких-то обстоятельств его знания, или убеждения, или поведение начинают меняться, тогда возникает несоответствие (диссонанс) между элементами этой системы, и человек испытывает дискомфорт.
В
такой ситуации индивид будет
предпринимать действия, чтобы свести
к минимуму диссонанс и по возможности
снова достичь состояния
Степень диссонанса
увеличивается в зависимости от значимости
входящих в когнитивную систему элементов.
Стремление к уменьшению диссонанса будет
проявляться в стремлении изменить поведение,
отношения или в «намеренном поиске новой
информации и новых мнений относительно
породившего диссонанс суждения или объекта».
Кратко основной принцип когнитивного
диссонанса может быть сформулирован
следующим образом: «Если вы изменяете,
поведение человека, его мысли и чувства
изменятся, сводя диссонанс к минимуму».
В классической работе Л.
Глава
I Биография Леона Фестингера.
Леон Фестингер (1919-1989) - американский психолог. Окончил Нью-Йоркский городской колледж (1939). Докторскую диссертацию, выполненную под руководством К. Левина, защитил в 1942 г. в университете штата Айова.
В
годы II мировой войны (1942-45) служил в
Комитете по отбору и обучению летчиков
при Рочестерском университете. В 1945
г. присоединился к Левину для
работы в Исследовательском центре
групповой динамики при Массачуссетском
Технологическом Институте. После
смерти Левина в 1947 г. Центр переместился
в Мичиганский университет; Фестингер
последовал туда и занял должность
ассистента профессора и руководителя
программ Центра. Впоследствии работал
в университете шт. Миннесота (с 1951),
Стэнфордском университете (с 1955), Новой
Школе Социальных Исследований в
Нью-Йорке (с 1968). Член Американской Академии
Наук и Искусств (1959), Национальной Академии
Наук США (1972).
Испытав влияние теории поля Левина, Фестингер
создал теорию когнитивного диссонанса
для объяснения ряда социально-психологических
феноменов. В своих изысканиях он опирался
на принцип равновесия, используя его
и при анализе мироощущения человека.
Главный практический вывод, вытекающий
из теории Фестингера, состоит в том, что
любой психологический элемент субъекта
может быть изменен: подвергая сомнению
то, что человек думает о самом себе, можно
вызвать изменения в его поведении, а меняя
поведение, человек изменяет и мнение
о себе. Подвергая себя самоконтролю и
самоанализу, работая над самооценкой,
человек развивается, растет личностно.
В противном случае он отдает свою душевную
работу другим, становясь жертвой (или
орудием) чужого влияния. Именно об этом
говорят результаты великолепно выстроенных
экспериментов Фестингера и его коллег.
Глава
II Когнитивный диссонанс
и социальная атрибуция
Избирательность восприятия во многом определяется как индивидуальной картиной мира, которая включает в себя накопленные индивидом ценности, мнения, аттитюды, знания, в том числе представления о самом себе («Я-концепцию»), так и его биологическими, социальными и духовными потребностями. Новые сведения легче замечаются и лучше запоминаются, если они либо полностью соответствуют, либо абсолютно противоречат картине мира или конкретным стереотипам (аттитюдам) индивида. Проще говоря, индивид вообще не обращает внимания на неприемлемые и/или неуместные сообщения. Согласно Никласу Луману, информация — это дополнительные сведения (подробности) об уже известном индивиду социальном субъекте или социальном явлении. То, что мы вообще не знаем, нас не интересует.
Человек одновременно и воспринимает, и порождает действительность, но делает это в определенных рамках. Любой участник ситуации имеет право и способен истолковать ее по-новому (изменить ее личностный смысл), но он не может без согласования с соучастниками изменить разделяемое (общее) социокультурное пространство, в котором и происходит это взаимодействие. Согласно теореме Уильяма Томаса, «если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».
Человек обычно стремится к тому, чтобы согласовать новые знания, высказываемые им самим мнения и совершаемые им поступки (это все обозначается термином « когниции») с собственной картиной мира. Когда это удается, он переживает положительные эмоции. В противном случае он испытывает дискомфорт, от которого стремится быстрее избавиться. Поведение человека в подобной ситуации объясняется теорией когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, которое испытывает человек после получения сообщения или совершения действия, противоречащих его знаниям, мнениям или «Я-концепции».
Сообщение о негативных аспектах уже выбранной линии поведения или выбранного объекта (как и знание позитивных сторон отвергнутых вариантов) подвергает сомнению правильность сделанного выбора, а также позитивное представление индивида о самом себе. Чем больше это расхождение (диссонанс) между должным («правильным») и реальным («сделанным»), тем больше сил требуется на его уменьшение (редукцию). Индивид либо приступит к поиску сообщений, которые подтвердят правильность его решения (то есть усилит позитив выбранного или негатив отвергнутого и ослабит негатив выбранного или позитив отвергнутого), либо внесет изменения в свою систему ценностей (повысив значимость провоцирующих диссонанс доводов и снизив значимость имеющихся знаний), либо уменьшит личностную значимость уже принятого решения. Итак, индивид пытается увеличить привлекательность избранного пути и одновременно уменьшить позитивность отклоненного варианта. В крайнем случае, он может рассматривать эти альтернативы как одинаково приемлемые.
Если диссонанс вызван разногласиями с «Мы-группой», индивид может изменить свое мнение, убедить членов группы в своей правоте или покинуть эту группу. Таким образом, когнитивный диссонанс, который порождает сильный внутренний дискомфорт, часто подталкивает человека как к поиску новых единомышленников, так к поиску новых сообщений по актуальной для него проблеме (коммуникативной активности).
Например,
курильщик может следовать
Обесценить
достоверность сообщений
Согласиться с доводами медиков, изменить и свою картину мира, и свое поведение, то есть осознанно бросить курить.
Осознать ценность курения как способа удовлетворения потребности, которая для него важнее заботы о здоровье (самоатрибуция), то есть осознанно продолжать курить.
Таким образом, индивид использует для выхода из когнитивного диссонанса как внутриличностного ценностного конфликта разные стратегии, в числе которых избегание, подавление, компромисс и разрешение. Однако при этом у него остается еще два варианта:
Стремление избежать когнитивного диссонанса становится почти непреодолимым фильтром при восприятии индивидом «неправильных сообщений», удерживает его высказываний или поступков, которые противоречат «Мы-группе», а также взвешенно оценивать результаты своей деятельности.
Если индивиды с высокой самооценкой предпочитают корректировать свое поведение и/или картину мира либо прибегают к компенсирующим тактикам типа «зато мы делаем ракеты» или «зелен виноград», то индивиды с низкой самооценкой либо не замечают в реальности никаких противоречий либо чрезмерно преувеличивают значимость новой информации для себя лично.
С одной
стороны, чем меньше социальное воздействие
провоцирует когнитивный
По необходимости избирательно воспринимая действительность, человек пытается обнаружить причины происходящего вокруг него в рамках своей картины мира. Например, на вопрос, почему некто заболел раком и как ему вылечиться, разные люди могут ответить по-разному:
Если «правильное» (то есть соответствующее усвоенным при социализации социокультурным сценариям) поведение других людей в знакомых ситуациях не нуждается в специальных объяснениях, то, попадая в необычную обстановку или наблюдая экстраординарный поступок, мы часто прибегаем к социальной атрибуции как комплексу алгоритмов интерпретации действительности. По объекту различают самоатрибуцию и каузальную атрибуцию.
Самоатрибуция — это объяснение индивидом самому себе своих собственных поступков и/или умозаключение индивида о своей картине мира и личностных чертах на основе анализа своего поведения.
Наблюдая и объясняя свое поведение, мы познаем самих себя. Выстраивается бесконечная последовательность: «…картина мира — поведение — картина мира — поведение…».
Картина мира влияет на восприятие и поведение, а когнитивный диссонанс и самоатрибуция могут привести к изменению картины мира. Совершив поступок, который противоречит «Я-концепции», индивид объясняет его:
либо внешними обстоятельствами («…потому что меня заставили или я был вынужден(а)»);
либо
ситуативным психофизическим
либо своими ценностями («…потому что мне нужны были деньги, слава и т.д.»).
Если ни один из этих вариантов «не проходит», индивид либо вносит в свою картину мира и «Я-концепцию» соответствующие изменения («оказывается, я слабовольный, жадный, тщеславный»), либо остается в состоянии когнитивного диссонанса. Первый и второй алгоритм — это обстоятельственная атрибуция, третий — личностная атрибуция.
Информация о работе Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера