Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава I Биография Л.Фестингер………………………………….….….5
Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция………..…7
Глава III Теория когнитивного диссонанса………………………...…13
Заключение……………………………………………………………....18
Библиографический список использованной литературы…….……..19

Работа содержит 1 файл

Фестингер.docx

— 37.11 Кб (Скачать)
 

     на  тему: ‹‹ Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера›› 
 
 

     Содержание 
 

Введение………………………………………………………………......3

Глава I Биография Л.Фестингер………………………………….….….5

Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция………..…7

Глава III Теория когнитивного диссонанса………………………...…13

Заключение……………………………………………………………....18

Библиографический список использованной литературы…….……..19

когнитивный диссонанс ситуация

 

     Введение 
 

     Многочисленные  теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим  в настоящее время является когнитивный  подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.

    Теория  когнитивного диссонанса Л. Фестингера исходит из того, что любой человек  естественным образом «стремится к  сохранению достигнутой им внутренней гармонии», которая появляется благодаря  согласованности между тем, что  человек знает и чему он верит, и тем, что он делает».

     При наличии этого консонанса (согласованности) человек испытывает психологический  комфорт. Но если под воздействием каких-то обстоятельств его знания, или убеждения, или поведение начинают меняться, тогда возникает несоответствие (диссонанс) между элементами этой системы, и человек испытывает дискомфорт.

    В такой ситуации индивид будет  предпринимать действия, чтобы свести к минимуму диссонанс и по возможности  снова достичь состояния комфорта. 
        Степень диссонанса увеличивается в зависимости от значимости входящих в когнитивную систему элементов. Стремление к уменьшению диссонанса будет проявляться в стремлении изменить поведение, отношения или в «намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта». Кратко основной принцип когнитивного диссонанса может быть сформулирован следующим образом: «Если вы изменяете, поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму».

         В классической работе Л. Фестингера, оказавшей огромное влияние на  развитие мировой социальной  психологии, проанализированы такие  ключевые вопросы, как: теория  когнитивного диссонанса, теория  принятия решения, приемы психологического  влияния, особенности массовидных  социально-психологических явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I Биография Леона Фестингера. 
 

     Леон  Фестингер (1919-1989) - американский психолог. Окончил Нью-Йоркский городской колледж (1939). Докторскую диссертацию, выполненную под руководством К. Левина, защитил в 1942 г. в университете штата Айова.          

     В годы II мировой войны (1942-45) служил в  Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 г. присоединился к Левину для  работы в Исследовательском центре групповой динамики при Массачуссетском  Технологическом Институте. После  смерти Левина в 1947 г. Центр переместился в Мичиганский университет; Фестингер  последовал туда и занял должность  ассистента профессора и руководителя программ Центра. Впоследствии работал  в университете шт. Миннесота (с 1951), Стэнфордском университете (с 1955), Новой  Школе Социальных Исследований в  Нью-Йорке (с 1968). Член Американской Академии Наук и Искусств (1959), Национальной Академии Наук США (1972). 
          Испытав влияние теории поля Левина, Фестингер создал теорию когнитивного диссонанса для объяснения ряда социально-психологических феноменов. В своих изысканиях он опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. 
          Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человек развивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результаты великолепно выстроенных экспериментов Фестингера и его коллег.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция 

    Избирательность восприятия во многом определяется как  индивидуальной картиной мира, которая  включает в себя накопленные индивидом  ценности, мнения, аттитюды, знания, в  том числе представления о  самом себе («Я-концепцию»), так и  его биологическими, социальными  и духовными потребностями. Новые  сведения легче замечаются и лучше  запоминаются, если они либо полностью  соответствуют, либо абсолютно противоречат картине мира или конкретным стереотипам (аттитюдам) индивида. Проще говоря, индивид вообще не обращает внимания на неприемлемые и/или неуместные сообщения. Согласно Никласу Луману, информация — это дополнительные сведения (подробности) об уже известном индивиду социальном субъекте или социальном явлении. То, что мы вообще не знаем, нас не интересует.

    Человек одновременно и воспринимает, и порождает  действительность, но делает это в  определенных рамках. Любой участник ситуации имеет право и способен истолковать ее по-новому (изменить ее личностный смысл), но он не может  без согласования с соучастниками  изменить разделяемое (общее) социокультурное  пространство, в котором и происходит это взаимодействие. Согласно теореме  Уильяма Томаса, «если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим  последствиям».

    Человек обычно стремится к тому, чтобы  согласовать новые знания, высказываемые  им самим мнения и совершаемые  им поступки (это все обозначается термином « когниции») с собственной  картиной мира. Когда это удается, он переживает положительные эмоции. В противном случае он испытывает дискомфорт, от которого стремится  быстрее избавиться. Поведение человека в подобной ситуации объясняется теорией когнитивного диссонанса.

    Когнитивный диссонанс — это состояние  дискомфорта, которое испытывает человек  после получения сообщения или  совершения действия, противоречащих его знаниям, мнениям или «Я-концепции».

    Сообщение о негативных аспектах уже выбранной  линии поведения или выбранного объекта (как и знание позитивных сторон отвергнутых вариантов) подвергает сомнению правильность сделанного выбора, а также позитивное представление  индивида о самом себе. Чем больше это расхождение (диссонанс) между  должным («правильным») и реальным («сделанным»), тем больше сил требуется на его  уменьшение (редукцию). Индивид либо приступит к поиску сообщений, которые  подтвердят правильность его решения (то есть усилит позитив выбранного или негатив отвергнутого и ослабит  негатив выбранного или позитив  отвергнутого), либо внесет изменения  в свою систему ценностей (повысив  значимость провоцирующих диссонанс  доводов и снизив значимость имеющихся  знаний), либо уменьшит личностную значимость уже принятого решения. Итак, индивид  пытается увеличить привлекательность  избранного пути и одновременно уменьшить  позитивность отклоненного варианта. В крайнем случае, он может рассматривать  эти альтернативы как одинаково  приемлемые.

    Если  диссонанс вызван разногласиями  с «Мы-группой», индивид может  изменить свое мнение, убедить членов группы в своей правоте или  покинуть эту группу. Таким образом, когнитивный диссонанс, который  порождает сильный внутренний дискомфорт, часто подталкивает человека как  к поиску новых единомышленников, так к поиску новых сообщений  по актуальной для него проблеме (коммуникативной  активности).

Например, курильщик может следовать одной  из трех тактик.

    Обесценить  достоверность сообщений медиков (девальвация нового знания), чтобы  не менять свое поведение и защитить свою картину мира (перцептивная защита).

Согласиться с доводами медиков, изменить и свою картину мира, и свое поведение, то есть осознанно бросить курить.

Осознать  ценность курения как способа  удовлетворения потребности, которая  для него важнее заботы о здоровье (самоатрибуция), то есть осознанно  продолжать курить.

Таким образом, индивид использует для  выхода из когнитивного диссонанса как  внутриличностного ценностного  конфликта разные стратегии, в числе  которых избегание, подавление, компромисс и разрешение. Однако при этом у  него остается еще два варианта:

  • либо отложить оценку сделанного выбора (высказанного мнения или совершенного поступка) до момента получения дополнительных сведений по проблеме;
  • либо признать приоритет новых когниций и убедить членов «Мы-группы» в своей правоте (по сути дела, попытаться изменить внутригрупповое социокультурное пространство). Очевидно, что и тот и другой вариант имеют непосредственное отношение к стратегиям социального воздействия.

Стремление  избежать когнитивного диссонанса становится почти непреодолимым фильтром при  восприятии индивидом «неправильных  сообщений», удерживает его высказываний или поступков, которые противоречат «Мы-группе», а также взвешенно оценивать результаты своей деятельности.

Если  индивиды с высокой самооценкой  предпочитают корректировать свое поведение  и/или картину мира либо прибегают  к компенсирующим тактикам типа «зато  мы делаем ракеты» или «зелен виноград», то индивиды с низкой самооценкой  либо не замечают в реальности никаких  противоречий либо чрезмерно преувеличивают значимость новой информации для  себя лично.

С одной  стороны, чем меньше социальное воздействие  провоцирует когнитивный диссонанс, тем оно результативнее, поскольку  оно слабее ощущается адресатом  как внешнее давление. С другой стороны, сильный когнитивный диссонанс  провоцирует коммуникативную активность адресата.

По необходимости  избирательно воспринимая действительность, человек пытается обнаружить причины  происходящего вокруг него в рамках своей картины мира. Например, на вопрос, почему некто заболел раком  и как ему вылечиться, разные люди могут ответить по-разному:

  • священник может сказать о грехах и покаянии;
  • профессор медицины — о биохимическом балансе и лекарствах;
  • буддистский монах — о карме и медитации;
  • активист экологического движения — о загрязнении природы и о гармонии с биосферой.

Если  «правильное» (то есть соответствующее  усвоенным при социализации социокультурным  сценариям) поведение других людей  в знакомых ситуациях не нуждается  в специальных объяснениях, то, попадая  в необычную обстановку или наблюдая экстраординарный поступок, мы часто  прибегаем к социальной атрибуции  как комплексу алгоритмов интерпретации действительности. По объекту различают самоатрибуцию и каузальную атрибуцию.

Самоатрибуция — это объяснение индивидом самому себе своих собственных поступков  и/или умозаключение индивида о  своей картине мира и личностных чертах на основе анализа своего поведения.

Наблюдая  и объясняя свое поведение, мы познаем  самих себя. Выстраивается бесконечная  последовательность: «…картина мира — поведение — картина мира — поведение…».

Картина мира влияет на восприятие и поведение, а когнитивный диссонанс и  самоатрибуция могут привести к  изменению картины мира. Совершив поступок, который противоречит «Я-концепции», индивид объясняет его:

либо  внешними обстоятельствами («…потому что меня заставили или я был  вынужден(а)»);

либо  ситуативным психофизическим состоянием («…потому что я не контролировал(а) себя»);

либо  своими ценностями («…потому что мне  нужны были деньги, слава и т.д.»).

Если  ни один из этих вариантов «не проходит», индивид либо вносит в свою картину  мира и «Я-концепцию» соответствующие  изменения («оказывается, я слабовольный, жадный, тщеславный»), либо остается в  состоянии когнитивного диссонанса. Первый и второй алгоритм — это  обстоятельственная атрибуция, третий — личностная атрибуция.

Информация о работе Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера