Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:34, реферат
Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием " бессознательного". После того как философская идея бессознательного, которую разрабатывали преимущественно Г.Карус и Э.фон Гартман, не оставив заметного следа пошла ко дну, захлестнутая волной моды на материализм и эмпиризм, эта идея по прошествии времени вновь стала появляться на поверхности, и прежде всего в медицинской психологии научной ориентацией.
Слияние с реальностью, ощущение которого приносит этот архетип, доставляет человеку максимальный комфорт, подобный тому, что испытывает младенец в утробе матери, но одновременно приносит и детское нежелание напрягать себя сверх своих бессознательных потребностей и даже просто думать. Такая беспечность стимулирует жить за счёт дальних и ближних, которые реальными усилиями разрешают кровно затрагивающие их жизненные проблемы, в то время как сочувствующему достаётся лишь роль зрителя интересного фильма: прекрасного и трагического, но не вполне настоящего. И хотя кажется, что такой человек живёт ради других, на самом деле, как отмечает Юнг, говоря о материнском комплексе, он живёт за счёт них, потому что без них жизнь его пуста, так как лишена реального внутреннего содержания. Более продвинутому человеку жизнь в этом случае может казаться иллюзорной: и с точки зрения вечности это совершенно справедливо, потому что без личных свершений, которые бы затрагивали материю жизни человека, существование его как индивида и в самом деле является чистой иллюзией. И в целом можно сказать, что архетип Великой Матери даёт ощутить современному человеку лишь иллюзию полноты, но не её саму.
Самость
Юнг
резко противопоставляет
На
первом этапе бессознательные
Разум играет особую роль в процессе воссоздания цельности личности: но он становится её помощником, лишь когда занимает третью — вспомогательную, служебную роль по отношению к личности, не претендуя на иную. Во снах и видениях человеку являются архетипические образы разума-помощника, проводника в неведомые и забытые сферы личной и коллективной памяти (такие, как "человек с острой бородкой" — Мефистофель в первой серии снов). "Бесспорно, интеллект полезен в своей области, но вне её он превращается в шарлатана-фокусника, особенно, когда пытается манипулировать ценностями,"— пишет Юнг.
Архетип Трюкача астрологически формирует единое целое с образами других нарушителей культурных и социальных запретов — образами первых разумных существ на Земле, прародителей-близнецов, которые нарушением табу порождают человечество, что становится и причиной смерти людей. Но эта главная архетипическая черта: нарушение социальных установок — по Юнгу, характерная черта Тени, и он рассматривает образ Трикстера прежде всего как иллюстрацию теневых сторон общества. Если в мифах Трюкач демонстрирует интеллектуальные достижения человечества, то в сказках его дурачества и его хитрость чаще воспринимаются как проявления более низкого ментального уровня по сравнению с тем, которого уже достигло общество. Воплощая собой первозданный человеческий разум, как память и хитрость, которой не обладают животные, обманщик-Трикстер играет роль Тени прошлого по отношению к той новой идеальной личности, к которой стремится человечество. Подобно этому, в индивидуальном случае, когда человек изменяется, он склонен рассматривать своё прежнее "я" — то есть своё прежнее сознание, столько времени обманывавшее его, как мешающую Тень.
Образы бессознательного — чудеса сказок и снов — пугают нас, и они действительно порой страшны, но лишь в той мере, в какой они доносят искажённое и субъективное видение мира. Универсальный архетип, скрытый за этими образами, прекрасен, как прекрасны образы мифов. Миф обладает целостностью и полнотой, и архетип в истинном смысле слова — это не хитрый старик, но мудрый прародитель; не злой дух, но творец и создатель; не русалка-обольстительница, но власть самой красавицы-природы. Астрология архетипов раскрывает перед нами в первую очередь черты этих, возвышенных образов. Но если архетипы являются нам как-то иначе, дело не в кознях лукавого и не в низком уровне культуры общества, а в нас самих.