Теория Карла Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием " бессознательного". После того как философская идея бессознательного, которую разрабатывали преимущественно Г.Карус и Э.фон Гартман, не оставив заметного следа пошла ко дну, захлестнутая волной моды на материализм и эмпиризм, эта идея по прошествии времени вновь стала появляться на поверхности, и прежде всего в медицинской психологии научной ориентацией.

Работа содержит 1 файл

Архетипы Юнга.docx

— 30.56 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           

    Личностное  и коллективное бессознательное

    Гипотеза  о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием " бессознательного". После того как философская идея бессознательного, которую разрабатывали преимущественно Г.Карус и Э.фон Гартман, не оставив заметного следа пошла ко дну, захлестнутая волной моды на материализм и эмпиризм, эта идея по прошествии времени вновь стала появляться на поверхности, и прежде всего в медицинской психологии научной ориентацией. Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Карл Юнг называл его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Карл Густав Юнг ввёл этот термин, поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверх личным. Существование чего-либо в нашей душе признается только в том случае, если в ней присутствует так или иначе сознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессознательном лишь в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. В личном бессознательном это по большей части так называемые эмоционально окрашенные комплексы образующие интимную душевную жизнь- личности! Содержаниями коллективного бессознательного является так называемые архетипы. Этот термин Карл Юнг ввёл в 1919 году.        

    Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Пользуясь терминологией Юнга, сегодня архетипы касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнёров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать). Юнг отталкивался от психологической практики функционирования архетипов, для того, чтобы сформировать их образы.

    ПЕРСОНА

    Первый  архетип, наиболее откровенно довлеющий  над сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный  разумной оценке, относится к социальному  образу человека. Общество ждёт от человека исполнения определённых норм культурного  поведения — но с течением времени  они устаревают, лишаются прежней  жизненной силы и превращаются в  штампы. Это ведёт к формированию маски, за которой живёт большинство  людей. Юнг называет эту социальную маску персона. Персона — коллективный образ, и мы ошибёмся, если будем воспринимать индивидуальность через неё. Так актёр с длинными волосами и в необычной одежде смотрится как что-то уникальное (как личность), в то время как он просто оделся и выглядит как другие артисты группы. Конечно, люди выбирают себе те роли, которые им близки, и в этом смысле персона — это человек, но никогда не весь. Человеческая природа непостоянна, что проявляется и в исполнении роли, и тогда неизбежна фальшь.

    Персона необходима: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей  и в целом делая их приятнее, как хорошая одежда скрывает безобразные  тела. Тому, кто пренебрегает развитием  персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением. Как наиболее внешний образ человека, персона соответствует самым проявленным чертам личности. Но суть прообраза Персоны не только в этом. Окружающие люди хотят в Персоне образ, идеальный не только с социальной, но и с нравственной точки зрения. Надо подчеркнуть, что образ Персоны принадлежит к коллективному, а не личному "я" человека. Обратную сторону себя, которая относится к бессознательному, Юнг называет "Тенью".

             ТЕНЬ

    В смысле коллективного бессознательного Тень — это природный инстинктивный  человек, и она почти не изменилась с тех времён, когда человек  впервые пошёл по земле. Тень —  это подсознательные желания, несовместимые  с социальными стандартами. Это  некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем. Человек  подозревает в себе эту чуждую личность, когда войдя в раж, потом  оправдывает себя: "Это не я, на меня словно что-то нашло". То, что  на него "нашло" — это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень. Тень имеет свои олицетворения: и когда мы кого-то особенно ненавидим, мы на самом деле не любим наши собственные  качества, которые находим в другом.

    Называя этот аспект бессознательного "тенью", Юнг хотел не только обозначить его  как нечто темное и зыбкое. Нет  тени без Солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень — "нижняя", наиболее внутренняя функция человека, неизбежна, и он без неё нецелостен. Образуя противовес сознанию, она  служит толчком внутреннего развития. Суеверия говорят, что человек без  тени — это сам чёрт, отчего мы, всегда подозрительны к тому, кто  кажется "слишком хорош, чтобы это было правдой". Как аналитический психолог, Юнг пришёл к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться её подавить. Человек должен найти пути жить в тёмной стороне своей личности, от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждёт случая, чтобы проявиться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице "в тихом омуте черти водятся". Но и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга — это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком", проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

    АНИМА

    Постигая  тень, мы углубляемся в бессознательное, воспринимая его как дополнительное к себе начало. Но в сферу бессознательных  страстей нас увлекает не только отрицание  и вражда, но и притяжение любви. Это тоже два полюса мира. Оба  пола равно имеют Персону и  Тень, при этом Тень у мужчины  обычно олицетворяется как другой мужчина, у женщины — как другая женщина. И своё бессознательное дополнение мужчина воспринимает, прежде всего, через женский образ, а женщина — через мужской. Эти образы, которые выступают посредниками между сознательной и бессознательной природой человека, Юнг называет соответственно "Анима" и "Анимус".

    Анима — архетипическое явление, и не представляет характера какой-то одной женщины, хотя осознаётся через реальных женщин (и прежде всего через образ  матери). "В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью  которого он постигает женскую природу",— пишет Юнг. "Каждая мать и каждая возлюбленная становится воплощением этого вечно присутствующего и не имеющего возраста образа, который соответствует глубочайшей реальности человека". Образ женщины, поскольку он является архетипом коллективного бессознательного, может несколько меняться в разные эпохи, но сохраняет неизменную характеристику вневременности: Анима обычно выглядит молодой. Она мудра, но не слишком, она скорее обладает "скрытым секретом мудрости". Она часто связана с землёй и с водой, несёт в себе "хаотическое требование жизни" и может быть наделена великой властью. Она также имеет два аспекта — светлый и тёмный: она может отличаться чистотой и благонравием, а может быть обольстительницей и изменницей. Иногда она похожа на эльфа или фею, отвлекающую мужчину от работы и дома, или сирену античности, русалку или нимфу, затягивающую его в свою стихию воды, чтобы он навсегда полюбил её или утонул. Анима непостоянна как женщина, в образ которой она воплощается.

    Юнг считает Аниму душой мужчины — не в христианском смысле, где она выступает как бессмертная суть личности, а как её понимали древние, просто как часть личности. Но понятие анимы имеет духовный смысл, и её образ проецируется не только на языческих богинь, но и на Деву Марию, также близкий нам и эмоциональный образ. Отражая женские качества мужчины, Анима выражает также настроение человека, его предчувствия и эмоциональные вспышки. Она разрушает его попытки сконцентрироваться, создаёт ощущение зыбкости и неуверенности в правильности действий. Человек, которым владеет Анима, подвержен неконтролируемым эмоциональным перепадам.

    АНИМУС

    Анимус  женщины проявляет в ней, прежде всего, её мужские черты. В целом, подобно Аниме мужчины, это понятие включает в себя три разноуровневых компонента: коллективный образ мужчины, индивидуальные представления человека о мужских качествах, и мужской принцип, скрытом внутри женщины. К внешней сфере приложения мужского ума — коммерция, политика, технология и наука — женщина часто относится полубессознательно, как мужчина к своим чувствам. Таким образом, к сфере подсознания принадлежат мышление женщины и чувства мужчины. Если Анима приносит неосознанные волны настроения, Анимус — бессознательную убеждённость, заставляя настаивать на воспринятых утверждениях и общепринятых мнениях вместо их действительного осознания. Как мать является первым носителем образа Анимы, так отец становится воплощением Анимуса, который затем проецируется на множество других мужских фигур. Анимус может олицетворять любая мужская фигура, от самой примитивной до очень духовной, в зависимости от развития ума: во сне он может предстать и как мальчик, и даже просто как голос.

    Современные последователи Юнга считают, что  Анима и Анимус существуют у всех людей, помогая человеку осознать разнообразные  скрытые качества своей личности. Активизация этих архетипов в  душе человека является первым шагом  к созданию собственной индивидуальности — уникальной и не похожей ни на одну из того ряда масок, которые  мы бессознательно усвоили с детства.

    Для Юнга Анима и Анимус являются, прежде всего, посредниками между сознанием и бессознательным. В полубессознательной, "вспомогательной" природе психических функций Анимы и Анимуса, уводящей нас вглубь своей души, основная их ценность. Юнг пишет: "В навязчивом состоянии обе фигуры теряют свой шарм и свою ценность; они сохраняют их, только когда обращены не к миру, а вовнутрь, когда они являются мостами к бессознательному. Обращённая к миру Анима непостоянна, капризна, мрачна, бесконтрольная и чисто эмоциональна, иногда наделена демонической интуицией, беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна. Анимус упрям, держится за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству. Оба имеют дурной вкус: Анима окружает себя низкими людьми, а Анимус идёт на поводу у второсортных идей".

    АРХЕТИПЫ  ДУХА И ВЕЛИКОЙ  МАТЕРИ

    Дальнейшее  развитие чувств и углубление в сферу  бессознательного выявляет ещё два  архетипа, оказывающих заметное влияние  на жизнь личности: это Старый Мудрец и Великая Мать.

    Образ мудрого старца, часто возникающий  в снах и ещё чаще появляющийся в сказках, Юнг называет архетипом Духа. Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик — но всегда он связан с некой чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподыматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. На эту фигуру как бы переходит очарование Анимы, и архетип Мудреца может представить серьёзную угрозу личности, поскольку, когда он пробуждается, человек часто начинает верить, что он владеет "маной": магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества. Такой человек может и на самом деле приобретать некий дар, поскольку, познав бессознательное до этой точки, он продвинулся дальше других. Кроме того, в этом архетипе есть власть, которую люди интуитивно чувствуют и которой они не могут легко противостоять. То, что он говорит, захватывает их, даже если кажется непонятным. Но эта власть может стать разрушительной и побудить человека к действиям, превосходящим его силы и способности: реально он не владеет мудростью, которая является на самом деле голосом бессознательного и нуждается в критике разума и понимании, чтобы стала доступной её реальная значимость. Если человек верит, что он следует своим мыслям и своей власти, когда они в действительности происходят из бессознательного, им могут овладеть навязчивые идеи или мания величия (крайний пример такого рода — сумасшедший, который мнит себя королём). Однако если человек будет "слушать" голос бессознательного и понимать, что он лишь проводник скрытых сил, тогда это путь к развитию индивидуальности.

    Наряду  с образом Древнего Мудреца Юнга выделяет другую женский образ —  фигуру Великой Матери. Архетип Прародительницы  жизни, соответствующий ему —  это самый древний образ мифологического  сознания. Он символизирует зарождение жизни как таковое, ассоциируется  с глубинами моря (архетипический образ Моря-Матери).

    Подобно Древнему Мудрецу, архетип Великой Матери оказывает действие на женщину. Она начинает верить, что наделена бесконечной способностью к любви, пониманию и защите и посвящает себя служению другим. Она также может вести себя разрушительно, настаивая (не обязательно открыто), что все, кто попадает в круг её влияния — её дети, а потому беспомощны и зависят от неё. Эта неуловимая тирания, если принимает крайние формы, может деморализовать и разрушать личность других людей.

Информация о работе Теория Карла Юнга