Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий являлось то, что они игнорировали роль центральной нервной системы в возникновении индивидуальных различий

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.19 Кб (Скачать)

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность  является основной характеристикой  сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические  функции сохраняют свою социальную природу - "человек и наедине  с собой сохраняет функции  общения". Согласно Выготскому, слово  относится к сознанию как малый  мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм  человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью  ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает  в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных  и высших реакций". Развиваясь, человек  осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого  процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции  всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих  стадиальную природу. Более или  менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной  социальной ситуации развития и возникновения  др. сменяются критическими периодами  в жизни личности, во время которых  идет бурное формирование психологических  новообразований. Кризисы характеризуются  единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое  неблагополучие ребенка в критическом  возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений  в негибкой педаг. системе, которая  не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в  тот или иной период новообразования  качественно меняют психологическое  функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка  совершенно перестраивает его психическая  деятельность. Это новообразование  является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями  индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало  новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору  в обосновании своего социального  происхождения, доказательстве существования  первичных аффективно-смысловых  образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

выготский психический  социальный

Информация о работе Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности