Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий являлось то, что они игнорировали роль центральной нервной системы в возникновении индивидуальных различий

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.19 Кб (Скачать)

Теория  социального научения Альберта Бандуры 

Альберт Бандура - автор  одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации - идентификация - процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства.

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные  виды сложного поведения в условиях социального окружения.

Основная идея теории нашла выражение в понятии  обсервационного научения или научения через наблюдение.

Основные понятия

Бандура говорит  о наличии реципрокной (от лат. reciprocus - возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными  и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в  игре, диктуемой сложившимся набором  обстоятельств. На нас влияют, но и  мы оказываем влияние на свое окружение.

Научение у  людей в значительной степени  определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Большая часть  человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного  и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается  освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают  влияние многочисленные факторы. К  числу таких факторов относятся  возраст модели и компетентность. Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.

Когнитивный акцент

В своей трактовке  феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования  людьми символических репрезентаций  событий в окружающей среде. Без  признания такой символической  активности чрезвычайно трудно объяснить  невероятную гибкость человеческого  поведения. Он формулирует тезис  о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического  и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями[1]. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля.

Уолтер Мишел  продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем  анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются  в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться  в других.

К ним относятся:

  • Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
  • Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
  • Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
  • Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
  • Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Изменение поведения

Работы Бандуры  сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к  терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях  формирования новой когнитивной  и поведенческой компетентности.

Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и  Джоном Доллардом, послужил важной отправной  точкой для А.Бандуры. Работы О. Хобарта  Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное  влияние.

Теория  единства сознания и  деятельности (С.Л. Рубинштейн)

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с  его статьи „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г. и в окончательном  виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве предмета анализа рассматривается  психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность.

Идея о том, что общение человека с миром  не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством  его реальных действий с объектами  этого мира, изменяла всю систему  прежних взглядов на сознание. Его  зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих  по себе становится важнейшей проблемой  психологии.

Сознание, ставя  цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных  и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными  отношениями. Поскольку же эти отношения  изменяются от эпохи к эпохе, то и  сознание представляет собой исторически  изменчивый продукт.

Основу связей субъекта с объективным миром  составляет деятельность человека, который  изменяя мир, изменяется сам.

В формулировке С.Л. Рубинштейна принципа детерминированности  психического внешние причины действуют  посредством внутренних условий. При  такой трактовке деятельность и  сознание рассматриваются не как  две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать внутреннюю психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания внешней практической.  

3. Строение деятельности (А.Н.  Леонтьев)

Понятие деятельности по А.Н. Леонтьеву

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания. 

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается  деятельность. Поскольку сама психика  не может быть отделена от порождающих  и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса  о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается  положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания  изначально практических действий. При  такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс  его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях. 
Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920-х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно-исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно-исторического и онтогенетического развития. В начале 30-х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.

В основе использования  теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит  понятие высших психических функций, разработанных Л.С. Выготским.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек  целесообразно воздействует на объекты  окружающего мира и за счет этого  удовлетворяет свои потребности. Уже  на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской  деятельности, призванная обслуживать  такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов  деятельности выделяют:

- мотивы, побуждающие  субъект к деятельности;

- цели как  прогнозируемые результаты этой  деятельности, достигаемые посредством  действий;

- операции, с  помощью деятельность реализуется  в зависимости от условий этой  реализации.

Действия - процесс  взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что  в нем достигается заранее  определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:

- принятие решения;

- реализация;

- контроль и  коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование  как усвоенных, так и индивидуально  выработанных средств и орудий.

Виды:

- управляющие,

- исполнительные,

- утилитарно-приспособительные,

- перцептивные,

Информация о работе Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности