Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:55, реферат
Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий являлось то, что они игнорировали роль центральной нервной системы в возникновении индивидуальных различий
Теория
социального научения
Альберта Бандуры
Альберт Бандура - автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации - идентификация - процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства.
Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.
Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.
Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus - возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.
Большая часть
человеческого научения осуществляется
без традиционного
В своей трактовке
феноменов обсервационного
Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.
К ним относятся:
Работы Бандуры
сыграли чрезвычайно важную роль
в разработке новых подходов к
терапевтическому вмешательству. Наиболее
заметным здесь явилось применение
процедур моделирования в целях
формирования новой когнитивной
и поведенческой
Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для А.Бандуры. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное влияние.
Теория единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн)
В теории деятельности
С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с
его статьи „Принцип творческой самодеятельности“,
написанной в 1922 г. и в окончательном
виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве
предмета анализа рассматривается
психика через раскрытие ее существенных
объективных связей и опосредствований,
в частности через
Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.
Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.
Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который изменяя мир, изменяется сам.
В формулировке С.Л. Рубинштейна принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать внутреннюю психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания внешней практической.
3. Строение деятельности (А.Н. Леонтьев)
Понятие деятельности по А.Н. Леонтьеву
Понятие деятельности,
по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим
образом. В его основе лежит понятие действия,
то есть процесса, предмет и мотив которого
не совпадают между собой. Оба они - мотив
и предмет - должны быть отображены в психике
субъекта: иначе действие лишается для
него своего смысла. Далее вводится понятие
операции. Психологическое слияние в единое
действие отдельных частных действий
представляет собой превращение последних
в операции. При этом то содержание, которое
прежде занимало место сознаваемых целей
этих частных действий, занимает в строении
сложного действия структурное место
условий его выполнения. Другой вид операций
рождается из простого приспособления
действия к условиям его выполнения. Наконец,
вводится понятие деятельности как действия,
получившего самостоятельный мотив. В
этом, и только в этом случае мы имеем дело
с сознаваемым мотивом. Осознание мотива
не изначально, а требует некоторого специального
акта - акта отражения отношения мотива
данной конкретной деятельности к мотиву
деятельности более широкой. Важнейшая
особенность концепции Леонтьева состоит
в том, что в ней структура деятельности
и структура сознания суть понятия взаимопереходящие,
они связаны друг с другом в рамках одной
целостной системы. То, что обычно анализ
структуры деятельности предшествует
анализу структуры сознания, связано с
генетическим подходом. Но генетически
сознание и не может пониматься иначе,
чем как продукт деятельности. Функционально
же их связи взаимны - деятельность и «управляема
сознанием», и в то же время в известном
смысле сама им управляет. Необходимо
поэтому особо остановиться на проблеме
связи структуры деятельности со структурой
сознания.
В теории деятельности
А.Н. Леонтьева в качестве предмета
анализа здесь рассматривается
деятельность. Поскольку сама психика
не может быть отделена от порождающих
и опосредствующих ее моментов деятельности,
и сама психика является формой предметной
деятельности. При решении вопроса
о соотношении
Эти методологические установки были
сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце
1920-х гг., когда он работал у Л.С. Выготского
в рамках культурно-исторической концепции.
Исследовал процессы памяти, которую трактовал
как предметную деятельность, совершающуюся
в определенных условиях общественно-исторического
и онтогенетического развития. В начале
30-х гг. встал во главе Харьковской деятельностной
школы и приступил к теоретической и экспериментальной
разработке проблемы деятельности. В экспериментах,
проведенных под его руководством в 1956-1963
гг., было показано, что на основе адекватного
действия возможно формирование звуковысотного
слуха даже у людей, обладающих плохим
музыкальным слухом. Предложил рассматривать
деятельность (соотносимую с мотивом)
как состоящую из действий (имеющих свои
цели) и операций (согласованных с условиями).
В основу личности, в норме и патологии,
закладывал иерархию ее мотивов. Проводил
исследования по широкому кругу психологических
проблем: возникновения и развития психики
в филогенезе, возникновения сознания
в антропогенезе, психического развития
в онтогенезе, структуры деятельности
и сознания, мотивационно-смысловой сферы
личности, методологии и истории психологии.
В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанных Л.С. Выготским.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.
Деятельность -
форма активного
Среди компонентов деятельности выделяют:
- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
- цели как
прогнозируемые результаты
- операции, с
помощью деятельность
Действия - процесс
взаимодействия с каким-либо предметом,
который характеризуется тем, что
в нем достигается заранее
определенная цель. Могут быть выделены
следующие составные части
- принятие решения;
- реализация;
- контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Виды:
- управляющие,
- исполнительные,
- утилитарно-приспособительные,
- перцептивные,
Информация о работе Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности