Теория функциональной системы и её значение для психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Понятие функциональной системы, её состав, признаки, типы
и уровни сложности, действие функциональной системы.Значение теории функциональной системы для психологии

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
§1. Понятие функциональной системы, её состав, признаки, типы
и уровни сложности, действие функциональной системы………………………..4
§2. Значение теории функциональной системы для психологии………………...9
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованных источников и литературы……………………………16

Работа содержит 1 файл

физиология ВНД - контрольная.docx

— 32.54 Кб (Скачать)
 

ТЕОРИЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ  ПСИХОЛОГИИ 
 

    Содержание: 

Введение……………………………………………………………………...............3

§1. Понятие функциональной системы, её состав, признаки, типы

и уровни сложности, действие функциональной системы………………………..4

§2. Значение теории функциональной системы для психологии………………...9

Заключение………………………………………………………………………….14

Список  использованных источников и литературы……………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Термин  «система» обычно применяется для того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов, отграниченность ее  от других групп и элементов. Давалось множество определений системы, которые характеризовали ее. В общем они сводились к пониманию системы как комплекса взаимодействующих элементов, объединенных определенной структурой. При этом под структурой понимались законы связи и функционирования элементов. П.К.Анохин, подробно проанализировав разные варианты системного подхода, пришел к следующим аргументированным заключениям. Взаимодействие элементов само по себе, с одной стороны, не дает исследователю в какой-либо конкретной области науки ничего нового, так как является даже для начинающего исследователя аксиомой. С другой стороны, взаимодействие не может рассматриваться как механизм ограничения огромного числа степеней свободы каждого из множества элементов живых систем; взаимодействие их создаст не систему, а хаос.

    Главным препятствием для использования  упомянутых вариантов системного подхода  в конкретном исследовании является отсутствие в их методологии понятия  о системообразующем факторе, детерминирующем  формирование и реализацию системы. До тех пор пока исследователь  не определит такой фактор, который, являясь неотъемлемым компонентом  системы, ограничивал бы степени  свободы ее элементов, создавая упорядоченность  их взаимодействия, и который был  бы изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как единицу  анализа в самых разных ситуациях, все разговоры о системах и  преимуществах системного подхода  перед несистемным останутся  только разговорами. 
 
 
 

§1. Понятие функциональной системы, её состав, признаки, типы и  уровни сложности, действие функциональной системы 

    Функциональная   система  (ФС) - это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимосодействия, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

    Результат деятельности  и  его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом  и средой в полезном  для организма направлении.

    Достижение  приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических  механизмов, из которых наиболее важными  являются:

    - афферентный синтез всей поступающей в нервную  систему  информации;

    - принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели - акцептора результатов действия;

    - собственно действие;

    - сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия  и  параметров выполненного действия;

    - коррекция поведения в случае рассогласования реальных  и  идеальных (смоделированных нервной  системой ) параметров действия.

    Состав  функциональной   системы  не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так  и  отдаленно расположенные  системы  организма.  Она  может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении  систем   и  даже детали отдельных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую  функциональную   систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

    Поскольку  для  любого живого организма количество возможных поведенческих ситуаций в принципе неограниченно, то, следовательно, одна  и  та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или  сам орган могут входить в  состав нескольких  функциональных   систем, в которых они будут выполнять разные функции.

    Таким образом, при изучении взаимодействия организма со средой единицей анализа  выступает целостная, динамически  организованная  функциональная   система.

    Функциональные   системы  имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание  и  т.п. ФС могут принадлежать к различным  иерархическим уровням  и  быть разной степени сложности: одни из них  свойственны всем особям данного  вида ( и  даже других видов), например  функциональная   система  сосания. Другие индивидуальны, т.е. формируются  прижизненно в процессе овладения  опытом  и  составляют основу обучения.

    Функциональные   системы  различаются по степени  пластичности, т.е. по способности менять составляющие  ее  компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно  из стабильных (врожденных) структур  и  поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют  одни  и  те же центральные  и  периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична  и  может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).

    Начальную стадию поведенческого акта любой степени  сложности, а, следовательно,  и  начало работы ФС, составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии - собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних  и  внутренних раздражителей организм отбирает главные  и  создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так  и  предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде)  и  извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки  и  синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать»,  и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

    Важной  чертой ФС являются  ее  индивидуальные  и  меняющиеся требования к афферентации. Именно количество  и  качество афферентных  импульсаций характеризует степень  сложности, произвольности или автоматизированности  функциональной   системы.

    Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата. В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта, как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно погиб, если бы подобного механизма не существовало.

    Каждая  ФС обладает способностью к саморегуляции, которая присуща  ей  как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих  ее  компонентов, так, чтобы необходимый  результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так  и  по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

    Признаки  функциональной   системы так были сформулированы П.К. Анохиным: ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции.  Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии.

    Существование любой ФС непременно связано с  существованием какого-либо четко очерченного  приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или  иное распределение возбуждения  и  активности по  функциональной   системе  в целом.

    Еще одним абсолютным признаком ФС является наличие рецептурных аппаратов, оценивающих результаты  ее  действия. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других - выработанными в процессе жизни.

    Каждый  приспособительный эффект ФС, т.е. результат  какого-либо действия, совершаемого организмом, формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все  наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда  при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие,  она  становится «санкционирующей» (определяющей) афферентацией.

      Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным  для  них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами  и  архитектурно оказываются созревшими к моменту рождения. Из этого следует, что объединение частей ФС (принцип консолидации) должно стать  функционально  полноценным на каком-то сроке развития плода еще до момента рождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §2. Значение теории функциональной системы для психологии 

    Начиная с первых своих шагов,  теория   функциональных   систем  получила признание со стороны естественно-научно-ориентированной  психологии. В наиболее выпуклой форме значение  нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978).

    Он  считал, что внедрение  теории   функциональных   систем  позволяет  по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических  основ поведения  и  психики.

    В русле системного подхода поведение  рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию  организма к среде, во-вторых,  на активное  ее  преобразование. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется  теория   функциональной   системы П.К. Анохина.

    Эта  теория  была разработана при  изучении механизмов компенсации нарушенных функций организма. Как было показано Анохиным, компенсация мобилизует значительное число различных физиологических компонентов - центральных и периферических образований,  функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени.

    Формирование  в теории ФС представления о том, что интеграция элементарных физиологических процессов осуществляется в рамках качественно отличных от них специфических системных процессов, имело принципиальное значение для развития психофизиологического подхода к анализу поведения и деятельности, а также системного решения психофизиологической проблемы. Разработка представлений о качественной специфичности процессов интеграции явилась открытием нового вида процессов в целостном организме - системных процессов, организующих частные физиологические процессы и несводимых к последним.

Информация о работе Теория функциональной системы и её значение для психологии