Теории памяти в психологии. Виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Память и ее изучение в психологии
Общее представление о памяти……………………………………….4
Процессы и виды памяти………………………………………………8
Глава 2. Теории памяти в психологии
2.1. Зарубежные теории памяти………………………………………….13
2.2. Исследование памяти в отечественной психологии……………….15
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

                  

           

                   Кафедра гуманитарного образования  и социологии

                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                       По курсу «Психология и педагогика» 

                                                                                                                                     

         На тему: «Теории памяти в психологии. Виды памяти»                                                                                                       

        

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                    Выполнил

                                                                     Проверил:    
 
 

                                     

                                       

                                  

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Память и ее изучение в психологии

Общее представление о памяти……………………………………….4

Процессы  и виды памяти………………………………………………8

Глава 2. Теории памяти в психологии

   2.1. Зарубежные теории памяти………………………………………….13

   2.2. Исследование памяти в отечественной психологии……………….15

Заключение…………………………………………………………………..19

Список  литературы………………………………………………………….21                                                                                                      
 
 

        

 

ВВЕДЕНИЕ

       Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

       Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

       Память  лежит в основе способностей человека, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше. Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

       Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее  время. 
 
 
 
 
 
 

       1. ПАМЯТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ  

       1.1 Общее представление о памяти  

       Память  – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

       Память  лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Задача психологии – рассмотреть сущность памяти как проявления личности.

       Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию  человек выделился из животного  царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и  дальнейший прогресс человечества без  постоянного улучшения этой функции немыслим.

       У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

       Проблема  памяти – ровесница психологии как науки. Уже Аристотель посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его определению, память есть «обладание образом, как подобием того, чего он образ». В учении Аристотеля о памяти есть немалая доза материализма, что дает ему возможность, выражаясь современным языком, подойти к проблеме памяти с точки зрения физиологии. Заслуживает большого внимания, высказанная Аристотелем мысль, что память есть отношение к образам, как к копиям, подобиям прежних впечатлений.

       Наряду  с материалистической концепцией Аристотеля, в античности существовала идеалистическая концепция памяти, изложенная в трактате Платона «Об ощущении и памяти». Сущность теории Платона хорошо выражена следующим его положением: «И ощущение, и память – некая сила». В данной концепции память оторвана от материи, она является «делом души», черпающей посредством воспоминаний знания из самой себя.

       Исследования  памяти велись, как в русле психологии, так и в философии.

       Во  второй половине XIX в. эмпирическая психология становится экспериментальной психологией. И проблема памяти, становится той проблемой, над которой усиленно работает экспериментальная психология.

       Эпоху создает здесь вышедшее в 1885 г. экспериментальное  исследование Г. Эббингауза «О памяти». В основу своего учения о памяти он кладет «всеобщий закон ассоциации», который он формулирует так: «Если какие-либо любые психические образования однажды наполнили сознание одновременно или в близкой последовательности, то затем возвращение некоторых членов прежнего переживания вызывает и представления об остальных членах, причем нет нужды в том, чтобы были налицо первоначальные причины». «Общую способность души к этому называют памятью… Репродукция и память относятся между собой примерно так, как работа и энергия». С этой точки зрения ставится экспериментальное изучение памяти.

       Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале XX в. французский философ А. Бергсон противопоставил «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта.

       В психоанализе предпринималась попытка  объяснения забывания «вытеснением»  неприятных, травмирующих впечатлений  из сферы сознания.

       Другие  исследователи показали сложный  реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих культурных норм, значимость культурных факторов в формировании высших форм памяти.

       Отечественными  психологами было разработано представление  о памяти как о «действии в  собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опирающемся на общественно выработанные знаковые средства (культурно-историческая теория Л.С. Выготского). Наряду с произвольным запоминанием изучалось и непроизвольное, исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности.

       В ходе онтогенетического развития способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминании осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга позволил установить преимущественную связь процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.

       В основе явлений памяти на физиологическом  уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций. Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.

       Заметное  влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между  этапами переработки информации человеком и структурными блоками  компьютеров. Но функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в кратковременной памяти свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. Рассмотрим вопрос индивидуальных особенностей памяти. Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

       В соответствии с тем, какие сенсорные  области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.

       Один  человек для того, чтобы лучше  запомнить материал, обязательно  должен его прочесть, так как при  запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

       «Чистые»  виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных  крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями  зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

       Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

       Таким образом, при психологическом анализе  памяти важно учитывать, что она  входит в целостную структуру  человеческой личности.

       Процессы  памяти тесным образом связаны с  особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти.

       Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Процессы и виды памяти ,их  особенности  

Физиологической основой процессов памяти являются образовавшиеся и закрепившиеся в коре головного мозга временные связи, которые способны восстанавливаться.

Информация о работе Теории памяти в психологии. Виды памяти