Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель: Анализ теорий мышления в зарубежной психологии.
Задачи:
1. Изучить понятие мышления в зарубежных психологических школах.
2. Проанализировать теории мышления в зарубежной психологии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ МЫШЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
1.1 Взгляды зарубежных психологов на проблему
мышления
1.2 Анализ теорий мышления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
психолого-педагогический факультет
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕОРИИ
МЫШЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ШКОЛАХ
Севастополь
2011
Автореферат курсовой работы
Выполнила студентка Чикинёва Ксения Андреевна |
Тема: Теории мышления в зарубежных психологических школах |
Научный руководитель: Кажарская Ольга Николаевна |
Объект: Мышление |
Предмет: Теории мышления в зарубежной психологии |
Цель: Анализ теорий мышления в зарубежной психологии |
Задачи:
1. Изучить понятие мышления в зарубежных психологических школах. 2. Проанализировать теории мышления в зарубежной психологии. |
Краткие
выводы по работе:
|
Количество использованных источников – 21 |
Содержание
Введение
Глава
I. Теоретический анализ
концепций мышления
зарубежных психологических
школ
1.1 Взгляды
зарубежных психологов на проблему мышления
6
1.2 Анализ теорий мышления
заключение
список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения теорий мышления заключается в том, что мышление является высшим познавательным психическим процессом, отражающим предметы и явления окружающего мира в их существующих связях и взаимодействиях, а следовательно сложным для изучения процессом. Мышление включено во все виды деятельности человека и связано со всеми личностными особенностями человека, изучаемые не только в рамках психологии, как науки, и следовательно требует тщательного и детального изучения для более полного представления о сложных процессах в организме человека и его взаимодействии с окружающей средой.
В
XIX - XX века активно развивалась
В
настоящее время проблемой
Объект: Мышление, как высшая психическая функция
Предмет: Теории мышления в зарубежной психологии
Цель: Анализ теорий мышления в зарубежной психологии
Задачи:
1.
Изучить понятие мышления в
зарубежных психологических
Методы
исследования: теоретический анализ
литературы.
Глава I. Теоретический анализ теорий мышления зарубежных психологических школ
1.1 Взгляды
зарубежных психологов на
Мышление, как высший познавательный процесс, всегда интересовало умы ученых и поэтому в период XVIII-XX веков активно развивалось его изучение. На основе уже существующих психологических школ возникали соответствующие им психологические теории мышления: ассоциативная, теория вюрцбергской школы, функционализма, психоаналитическая, когнитивная, бихевиористическая, информационно-кибернетическая и теория гештальтпсихологии. Естественно, взглядов на проблему мышления было значительно больше, но эти являются основными в зарубежной психологии.
Итак, рассмотрим каждую из предложенных теорий подробно.
Основными представителями ассоциативной теории являются Д.Гартли и Дж.Пристли, а так же И.А.Тэн, Г.Эббингауз и В.Вундт.
В.Вундт заложил основы психологии, как науки в целом и этим дал начало развитию ассоциативной теории, которую активно начал развивать Г.Эббингауз. Он первым стал проводить исследования по изучению памяти.
Преследуя
цель установить закономерности ассоциации
психических явлений, представители
этого направления сводили
Всю умственную деятельность Гартли считал в принципе возможным вывести из ощущений, вызываемых воздействиями объективного мира. Он надеялся, что, совершенствуя физиологическое учение об ассоциации, наука когда-нибудь сумеет свести все идеи ума к ощущениям. Пристли, продолжая развивать теорию вибраций, отрицал принципиальную разницу между психическими и физиологическими явлениями [20].
Согласно ассоциативной теории, содержание мысли сводится к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания – к ассоциативным законам. Эта теория основывается на логических определениях: «понятие», «суждение» и «умозаключение». Под понятием подразумевается связь (ассоциация) имени с сохраненными в чувственном образе представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение как вывод формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. Мышление сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и настоящего сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности - творческого синтеза знаний.
В начале ХХ века О.Кюльпе основал и возглавил новое направление в психологии — вюрцбургскую школу, которая была основана на критике глубинной психологии и результатах исследования процесса обучения. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма. В данную школу входили: Г.Майер, И.Орт, К.Марбе, К.Бюлер, Х.Уатт, Н.Ах, А.Мессер [13,с.38]. В ней были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и "метод систематического самонаблюдения". Мышление здесь понималось как целенаправленная деятельность (в противоположность ассоцианизму), призванная обеспечить достижение равновесия с проблемной ситуацией. Оно стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г.Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н.Ах), или "антиципирующей схемой" (О.Зельц). Было показано, что мышление не обязательно следует логическим правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным), и что оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа. На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа, которые направляют течение мыслей при решении задач [6].
Дж.Дьюи является представителем функциональной психологии, Чикагской школы. Он выдвигал свою теорию мышления, отличающуюся от предшествующих. Он считал, что мышление возникает лишь тогда, когда человек обнаруживает несоответствие между своими ожиданиями и реальными событиями, а так же в случае конфликта и процесса решения проблемы. Если в жизни человека нет конфликта, то действия человека являются автоматическими, т.е. рефлекторными [15].
З.Фрейд — известный психоаналитик, так же не оставил без внимания проблему мышления. Согласно его теории, мышление — процесс, направленный на поиск способа реализации бессознательных стремлений с учетом конкретной социокультурной ситуации. Оно выступает атрибутом сознания и находится под прицелом разнонаправленных влияний: бессознательного и актуальных требований культуры, в которой живет человек. Причиной появления мышления, по мнению Фрейда, является необходимость удовлетворения биологических потребностей — влечения [19].
Следующим направлением, представители которого изучали мышление, является когнитивистское. Авторами концепции являются Ж.Пиаже, который изучал конкретно детсоке мышление, и Дж.Брунер, выделивший типы мышления. Рассмотрим отдельно представления о мышлении каждого ученого.
Ж. Пиаже впервые при помощи собственного метода, названного «клиническим», исследовал особенности детского мышления, детской логики. Он показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека и в процессе развития претерпевает качественные изменения [12].
Пиаже считал, что все особенности детского мышления (интеллектуальный реализм, синкретизм, непонимание отношений, трудность осознания, неспособность к рефлексии) основываются на его главной особенности – эгоцентризме.
Эгоцентрическую
мысль Ж.Пиаже считает
Информация о работе Теории мышления в зарубежных психологических школах