Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:34, доклад
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Введение
1. Психологические теории эмоций
1.1 Теория эмоций как организмического возбуждения
1.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина
1.3 Теория Джеймса – Ланге
1.4 Альтернатива к теории Джеймса - Ланге
1.5 Теория когнитивного диссонанса
1.6 Информационная теория П.В. Симонова
1.7 Структурная теория эмоций Пейпеца
1.8 Активационная теория Линдсея-Хебба
1.9 Двухфакторная теория эмоций
2. Биологическая теория эмоций
3. Психоаналитическая концепция эмоций
Заключение
Литература
Однако не все эмоциональные
проявления укладываются в эту концепцию.
Например, к какой категории чувств
– положительным или отрицательным
– вы отнесёте удивление? Или представьте
себе ситуацию, когда вы, проголодавшись,
приходите в гости. Вы видите накрытый
стол с большим количеством еды и у вас
улучшается настроение. Хотя в данной
ситуации вы вполне уверены, что и как
будете есть, т.е. Ин = Ис
и эмоция должна быть Э = 0.
1.7 СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ
ПЕЙПЕЦА
Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
1.8 АКТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
ЛИНДСЕЯ-ХЕББА
Данная теория основана на
работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие
в стволе мозга неспецифической системы,
способной активировать кору больших
полушарий. Более поздние исследования
установили наличие неспецифической активирующей
системы в таламусе и участие стриопаллидарной
системы к регуляции уровня активности.
Поскольку данные образования обеспечивают
силу и интенсивность протекающих в мозге
процессов, помогают организму адаптироваться
в среде обитания, а отдельные участки
данной системы находятся в реципрокных
отношениях, было сделано предположение,
что эмоции есть сенсорный эквивалент
активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической
картины работы мозга в связи с деятельностью
ретикулярной формации и показал, что
её активность коррелируется с силой,
продолжительностью и качеством эмоционального
переживания. Свои идеи Хебб выразил графически
и показал, что для достижения успешного
результата деятельности, человеку необходим
оптимальный, средний уровень эмоционального
возбуждения. Данная теория дополнила
существующие представления о связи эмоций
с поведением и вегетативными реакциями,
показав их связь с активирующей системой
мозга.
1.9 ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом». Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от её качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических явлений. Например, идею об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных находим у Леонида Викторовича Крушинского. Эта гипотеза основывалась на опытах, в которых искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивнооборонительных реакций.
2.БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
В соответствии с биологической теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».
Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует программу поведения и придает последней определенную направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на
теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личности подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и
акцентировали необходимость
психотерапевтического анализа
эмоций. Неврологические науки
ЛИТЕРАТУРА