Теории эмоций в психологической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:34, доклад

Описание работы

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Содержание

Введение
1. Психологические теории эмоций
1.1 Теория эмоций как организмического возбуждения
1.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина
1.3 Теория Джеймса – Ланге
1.4 Альтернатива к теории Джеймса - Ланге
1.5 Теория когнитивного диссонанса
1.6 Информационная теория П.В. Симонова
1.7 Структурная теория эмоций Пейпеца
1.8 Активационная теория Линдсея-Хебба
1.9 Двухфакторная теория эмоций
2. Биологическая теория эмоций
3. Психоаналитическая концепция эмоций
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Уральский Финансово.docx

— 37.28 Кб (Скачать)

Уральский Финансово-Юридический  институт

 

 

 

 

 

Сообщение  
по дисциплине: 
Психология и педагогика 
 

Теории эмоций в психологической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Кривощёкова Екатерина

                                                                                                            Группа: Э-0112

 

 

 

   СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

1. Психологические теории эмоций 
1.1 Теория эмоций как организмического возбуждения

1.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина

1.3 Теория Джеймса – Ланге

1.4 Альтернатива к теории Джеймса - Ланге

1.5 Теория когнитивного диссонанса

1.6 Информационная теория П.В. Симонова 
1.7 Структурная теория эмоций Пейпеца 
1.8 Активационная теория Линдсея-Хебба 
1.9 Двухфакторная теория эмоций 
2. Биологическая теория эмоций 
3. Психоаналитическая концепция эмоций 
  Заключение 
  Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

ВВЕДЕНИЕ 
 
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть,  печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты,  страсти,  стрессы. Эмоции помогают  нам  лучше  понимать  друг  друга.  Люди,  принадлежащие  к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения  человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает  врожденный  характер  эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало  кто знает о том, почему в некоторый момент  времени,  мы  реагирует  так,  а  не иначе  на   то   или   другое   событие.   Попробуем   проследить   развитие психологических теорий эмоций.

      Чисто  психологических теорий эмоций, не затрагивающих  физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом  деле  не  существует,  а  идеи, взятые из разных областей научных  исследований,  в  теориях  эмоций  обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию  как  психологическое  явление трудно  отделить  от  процессов,  происходящих  в   организме,   и   нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний  не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.  Кроме того,  ряд  теоретических  вопросов,  например  вопрос  о  классификации   и основных  параметрах  эмоциональных  состояний,  не  может  быть  решен  без обращения к физиологическим коррелятам эмоций.

      Многочисленными    физиологическими    изменениями     в     организме сопровождается  всякое  эмоциональное  состояние.  На   протяжении   истории развития  данной  области  психологических  знаний  не  раз  предпринимались попытки связать физиологические изменения  в  организме  с  теми  или  иными эмоциями и показать, что комплексы  органических  признаков,  сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 
 
 
Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

     

1.1 ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КАК ОРГАНИЗМИЧЕСКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 

Психологи в течении длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII – XIX вв. учёные не имели единой точки зрения. Однако самой распространённой была теория, что органические проявления есть следствие психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теории дал немецкий психолог И.Д.Гербарт (1776 – 1841), считавший, что важнейшим психологическим фактором является представление, образ. Наши чувства как бы проявляют связь,

которая устанавливается между нашими представлениями. Между нашими представлениями складываются отношения противоборства и конфликта. Причём каждое из представлений стремится «победить» все остальные. При этом возникающие чувства рассматривающие чувства рассматриваются Гербартом как реакция на противоречия, имеющиеся между представлениями. Так, образ умершего хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В

свою очередь это эмоциональное  состояние непроизвольно, почти  рефлекторно вызывает соответствующие  физиологические реакции: слёзы, бледность  и другие органические изменения, присущие проявлению скорби. Этой же линии придерживался  и другой известный психолог В.Вундт (1832 – 1920). По его мнению, эмоции –  это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, обратным влиянием – представлений на чувства. Органические и физиологические процессы – это лишь следствие эмоций.

1.2 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА 

Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина (1809 – 1882). В 1872 он опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Многие закономерности, установленные великим учёным, до сих пор сохраняют свою актуальность. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных

движениях существует много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Дарвин считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх даёт дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими ещё движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятся влажными, то это значит, что некогда у наших обезъяноподобных предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвёл Э.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация.

Если человек может  убежать, он не испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. – 1928). Действительно, каждый замечал, что один и тот же проступок, совершённый в ситуации, когда об этом кто-то знает или когда об этом никто никогда не узнает, вызывает разные переживания.

 

1.3 ТЕОРИЯ ДЖЕЙМСА – ЛАНГЕ

 
Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи известного американского психолога  У.Джеймса «Что такое эмоция?». У.Джеймс (1842 – 1910) и независимо от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при этих

изменениях, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеёмся». Если попытаться объяснить наши переживания с позиций этой теории, то окажется, что мы говорим неправильно. Так, вместо того, чтобы сказать: «Я увидел большую собаку, испугался и побежал», надо говорить, поменяв

последовательность событий: «Я увидел большую собаку, побежал  и испугался». Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных  физиологических изменений, то Ланге – только с изменениями сосудистой системы (просвет сосудов). Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной.

Отсюда становится понятным упрощённый подход к регуляции эмоций. Считалось, что нежелательные отрицательные  эмоции, например горе, можно подавить, если специально совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. И действительно, даже при «выжатой из себя» улыбке, намеренно напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и соответствующих центрах мозга – центрах бодрого настроения. Однако теория Джеймса – Ланге не объясняла всего многообразия эмоциональных проявлений и поэтому вызвала ряд возражений. А ещё эта теория заложила камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях, хотя в этом отношении она была шагом назад по сравнению с учением Дарвина и тем направлением, которое непосредственно из него развилось.

 

1.4 АЛЬТЕРНАТИВА К ТЕОРИИ ДЖЕЙМСА – ЛАНГЕ

 
Экспериментальные атаки на теорию Джеймса – Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Так, например, американский физиолог У.Кеннон, который был представителем физиологической лаборатории, обратил внимание на тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, тем не менее очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеет и в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений не достаточно, чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой

малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются  довольно быстро. Кроме того, если у  человека в эксперименте специально, искусственно вызывали подобные органические изменения, то они далеко не всегда сопровождались переживаниями. Телесные изменения при эмоциях, по Кеннону, имеют важное биологическое значение. Их главная задача – предварительная настройка всего организма к

ситуации, когда от него потребуется  повышенная трата энергии. В связи  с этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а  как ответ организма на ситуацию. Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и

телесные изменения, и  эмоциональные переживания, связанные  с ними, возникают почти одновременно

1.5 ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА 
 
Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций через интеллектуальные или, как их ещё называют, когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л.Фестингером в 1957 г. Исходное положение: диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречивые друг другу сведения, мнения, знания об одном и том же объекте. Так, когда о вашем лучшем друге говорят плохо, вы испытываете отрицательные эмоции и хотите доказать, что это не так. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если вашего друга похвалили, вы испытываете чувство гордости за него. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новую информацию, которая устранила бы противоречие и согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.

1.6 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА

К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепцию эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные состояния

определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит Симонов. Силой актуальной потребности. С одной стороны, и оценкой, которую он даёт вероятности её удовлетворения. – с другой. Эту оценку вероятности человек производит на основе врождённого и ранее приобретённого опыта. Причём эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо

знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую  нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для  удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций:

                 Э = - П (Ин - Ис),                

где:    Э – эмоция (её сила и качество);

П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «-»);

Ин  – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность

удовлетворения потребности  велика, то проявляются положительные  чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

Таким образом, внутри нас  как бы находится манометр, показания  которого зависят от того, какая  информация имеется о том, что  требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и  в зависимости от их соотношения  мы испытываем различные эмоции. В  своей книге «Что такое эмоция?»  П.В.Симонов описывает такую ситуацию: «Томимый жаждою путник движется по раскалённым  пескам. Он знает, что только через  три дня пути может встретиться  с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек  видит колодец, не отмеченный на карте. Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед  ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих  сведений о возможности утолить  жажду. И это в ситуации, когда  прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний».

Информация о работе Теории эмоций в психологической науке