Теоретические модели социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:40, доклад

Описание работы

Моделирование в социальной работе - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Основной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Основное отличие модели от оригинала - способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.

Работа содержит 1 файл

ср с семьей.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

· Осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и  защиты их прав; 

· Ведет работу с семьей до помещения ребенка  в центр, во время пребывания в  нем, после возвращения в семью; 

· Определяет наилучший  вариант дальнейшего жизнеустройства  для каждого ребенка; 

· Представляет интересы детей в различных учреждениях  и организациях; 

· Оберегает  детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении родительских прав. 

Отличительная черта их деятельности - широкие  контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства. 

Специалист по социальной работе создает базу данных о семьях группы риска, используя  информацию органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, сельских советов, территориального учреждения здравоохранения (детская поликлиника). В настоящее время на учете по Кирилловскому району состоят 300 семей группы риска. Совместно с представителями органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних специалист по социальной работе центра посещают неблагополучные семьи (обследуют жилищно-бытовые условия, налаживают контакты с родителями детей и др.). 

Деятельность  специалиста по социальной работе в  социально- реабилитационном центре заключается  также во введении личного дела воспитанника, приема документов для определения в центр ребенка, участие в консилиумах (определяет социальный статус ребенка и семьи, пути решения сложившейся ситуации в семье), консультирование родителей по различным вопросам (об оформлении документации по гражданству, на материальную помощь в центр социального обслуживания, по трудоустройству), собирает документы о приостановлении выплат детских пособий родителям детей, находящихся в центре; участвует в судебных заседаниях по лишению родительских прав. Консультации с родителями ведутся в основном по инициативе специалиста по социальной работе. 

Специалист по социальной работе ведет карту семьи, где записываются сведения о составе  семьи, ситуация в семье, проведенная  работа и др. (прил.1), работает по индивидуальной программе с семьей (прил.2). 

Таким образом, изучив организацию социальной работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, мы не обнаружили ряд недостатков: 

· деятельность в основном направлена на решение  сложившейся проблемы в семье, недостаточно используется профилактическое направление в деятельности; 

· не проводится социальная диагностика проблемной семьи, ближайшего окружения, не всегда выявляются причины, истоки появления  трудных жизненных ситуаций в  семье; 

· слабо организовано взаимодействие с общественными  структурами в сельских советах; 

· не используются другие источники получения информации о неблагополучных семьях.  

2.4 Модель социально-реабилитационной  работы с семьей, попавшей в  трудную жизненную ситуацию в  условиях территориального социально-реабилитацион-ного центра 
 

К сожалению, современное  состояние российского общества не только способствует разрешению различных  проблем детей и подростков, но, наоборот, обостряет её. Социальное неблагополучие проявляется в распаде  семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, пьянстве и наркомании. В силу того, что сложившиеся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, растет число несовершеннолетних, поведение которых является девиантным. 

Специализированные  социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних призваны оказывать  помощь детям и подросткам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в социальной помощи детей и подростков, их социальной реабилитации и помощь в жизненном определении. 

Социальная реабилитация - это система мероприятий, развивающих  возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку и его семье, выступая в качестве социального работника, устанавливающего и привлекающего для помощи все имеющиеся ресурсы: сам ребенок, родители, соседи, друзья, социальные институты и их специалисты. Одними из важнейших функций социального работника на этом поприще - посредническая и объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих детях или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних. 

 Основное  содержание работы социального  работника с семьей, попавшей  в трудную жизненную ситуацию - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в интересах ребенка.  

В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы. 

Цель - способствовать реализации права семьи и детей  на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала.  

1. Блок информационный. 

· Предоставление информации населению об услугах, оказываемых территориальным социально - реабилитационном центром; 

· Сбор информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных  источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.); 

· Составление  картотеки учета семей группы риска; 

· участие вместе с инспекторами органов опеки  и других компетентных организаций  в обследовании жилищно-бытовых  условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создание на этой основе социального паспорта семьи;  

· координация  всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный  обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма); 

· обеспечение  защиты прав и законных интересов  детей и подростков (в том числе  и участие в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)). 

2. Блок диагностический. 

· Сбор данных о  социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоки и причины зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, беседы, наблюдения); 

· Определение  проблемы семьи; 

· Постановка социального  диагноза (ранжируя проблемы, выделяют главную, от которой зависит решение  всех других или которая может  быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);  

· Организация  проведения психолого-медико-педагогического обследования. 

3. Социальная  профилактика  

· Системное  наблюдение за жизнедеятельностью семьи  состоящей на учете;  

· Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.);  

· Социальная поддержка  семьи, актуализации потенциала самопомощи, организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям  и детям.  

4. Социально-реабилитационная  работа 

· Осуществление необходимой комплексной реабилитации семьи; 

· Разъяснение  взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной  заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий  подобного поведения; 

· Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы;  

· Ведение социального  патронажа семей; 

· Содействие контактам  воспитанников с их семьями; 

· Дальнейшее жизнеустройство  несовершеннолетнего. 

5. Оценка эффективности  социальной работы: 

· Стабилизация семейной ситуации; 

· Готовность родителей  к воспитанию своего ребенка; 

· Удовлетворительное санитарное состояние жилья; 

· Трудоустройство  родителей; 

· Изменение  социального статуса семьи.

Информация о работе Теоретические модели социальной работы