Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:40, доклад
Моделирование в социальной работе - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Основной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Основное отличие модели от оригинала - способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.
· Осуществляет
индивидуальную программу восстановления
социального статуса детей и
защиты их прав;
· Ведет работу
с семьей до помещения ребенка
в центр, во время пребывания в
нем, после возвращения в семью;
· Определяет наилучший
вариант дальнейшего
· Представляет
интересы детей в различных учреждениях
и организациях;
· Оберегает
детей от жестокости родителей вплоть
до ходатайства о лишении
Отличительная
черта их деятельности - широкие
контакты с различными органами, учреждениями
и организациями, в сферу активности
которых входят проблемы детства.
Специалист по
социальной работе создает базу данных
о семьях группы риска, используя
информацию органов опеки и
Деятельность
специалиста по социальной работе в
социально- реабилитационном центре заключается
также во введении личного дела воспитанника,
приема документов для определения
в центр ребенка, участие в консилиумах
(определяет социальный статус ребенка
и семьи, пути решения сложившейся ситуации
в семье), консультирование родителей
по различным вопросам (об оформлении
документации по гражданству, на материальную
помощь в центр социального обслуживания,
по трудоустройству), собирает документы
о приостановлении выплат детских пособий
родителям детей, находящихся в центре;
участвует в судебных заседаниях по лишению
родительских прав. Консультации с родителями
ведутся в основном по инициативе специалиста
по социальной работе.
Специалист по
социальной работе ведет карту семьи,
где записываются сведения о составе
семьи, ситуация в семье, проведенная
работа и др. (прил.1), работает по индивидуальной
программе с семьей (прил.2).
Таким образом,
изучив организацию социальной работы
в социально-реабилитационном центре
для несовершеннолетних, мы не обнаружили
ряд недостатков:
· деятельность
в основном направлена на решение
сложившейся проблемы в семье, недостаточно
используется профилактическое направление
в деятельности;
· не проводится
социальная диагностика проблемной
семьи, ближайшего окружения, не всегда
выявляются причины, истоки появления
трудных жизненных ситуаций в
семье;
· слабо организовано
взаимодействие с общественными
структурами в сельских советах;
· не используются
другие источники получения информации
о неблагополучных семьях.
2.4 Модель социально-
К сожалению, современное
состояние российского общества
не только способствует разрешению различных
проблем детей и подростков, но,
наоборот, обостряет её. Социальное
неблагополучие проявляется в распаде
семейных и родственных связей, безнадзорности
и бродяжничестве детей, пьянстве и наркомании.
В силу того, что сложившиеся система социально-профилактической
и коррекционной работы не соответствует
сегодняшней усложнившейся ситуации,
растет число несовершеннолетних, поведение
которых является девиантным.
Специализированные
социально-реабилитационные учреждения
для несовершеннолетних призваны оказывать
помощь детям и подросткам, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации.
Основная цель деятельности таких учреждений
- социальная защита и поддержка нуждающихся
в социальной помощи детей и подростков,
их социальной реабилитации и помощь в
жизненном определении.
Социальная реабилитация
- это система мероприятий, развивающих
возможности ребенка и всей семьи,
которая разрабатывается
Основное
содержание работы социального
работника с семьей, попавшей
в трудную жизненную ситуацию - это
создание атмосферы реального сотрудничества
и партнерства в интересах ребенка.
В предлагаемой
модели социально-реабилитационной работы
с семьей выделено 5 блоков деятельности
специалиста, направленных на достижение
поставленной цели работы.
Цель - способствовать
реализации права семьи и детей
на защиту и помощь со стороны государства,
содействие в развитии и укреплении
семьи, как социального института,
активизация семейного
1. Блок информационный.
· Предоставление
информации населению об услугах, оказываемых
территориальным социально - реабилитационном
центром;
· Сбор информации
о неблагополучных и семьях группы
риска, используя информацию из различных
источников (соседи, родственники, участковые
инспектора, педиатры, школы, дошкольные
учреждения и т.д.);
· Составление
картотеки учета семей группы
риска;
· участие вместе
с инспекторами органов опеки
и других компетентных организаций
в обследовании жилищно-бытовых
условий неблагополучных семей,
социального окружения ребенка, создание
на этой основе социального паспорта семьи;
· координация
всех заинтересованных ведомств на местах
по оказанию помощи и поддержки детям,
а также их семьям, своевременный
обмен информацией (в виде официального
запроса одной из сторон и ответного
письма);
· обеспечение
защиты прав и законных интересов
детей и подростков (в том числе
и участие в судебных заседаниях,
возбуждение дела о лишении родительских
прав (в случае необходимости)).
2. Блок диагностический.
· Сбор данных о
социальной ситуации в семье (цель: определение
социальной проблемы клиента и нахождение
правильных средств для её разрешения;
определение времени, истоки и причины
зарождения социальной проблемы с использованием
методов семейных биографий, беседы, наблюдения);
· Определение
проблемы семьи;
· Постановка социального
диагноза (ранжируя проблемы, выделяют
главную, от которой зависит решение
всех других или которая может
быть решена на данном уровне возможностей
или при данном уровне знаний);
· Организация
проведения психолого-медико-
3. Социальная
профилактика
· Системное
наблюдение за жизнедеятельностью семьи
состоящей на учете;
· Информационное
консультирование родителей (по вопросам
трудоустройства, предоставление информации
о правах и льготах, помощь в их получении
и т.д.);
· Социальная поддержка
семьи, актуализации потенциала самопомощи,
организация педагогической, психологической,
медицинской, социальной помощи родителям
и детям.
4. Социально-реабилитационная
работа
· Осуществление
необходимой комплексной реабилитации
семьи;
· Разъяснение
взрослым членам семьи, ведущим аморальный
образ жизни, не проявляющим должной
заботы о детях и не занимающихся
их воспитанием, правовых последствий
подобного поведения;
· Разработка рекомендаций
родителям по решению проблемы;
· Ведение социального
патронажа семей;
· Содействие контактам
воспитанников с их семьями;
· Дальнейшее жизнеустройство
несовершеннолетнего.
5. Оценка эффективности
социальной работы:
· Стабилизация
семейной ситуации;
· Готовность родителей
к воспитанию своего ребенка;
· Удовлетворительное
санитарное состояние жилья;
· Трудоустройство
родителей;
· Изменение социального статуса семьи.