Теоретические модели социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:40, доклад

Описание работы

Моделирование в социальной работе - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Основной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Основное отличие модели от оригинала - способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.

Работа содержит 1 файл

ср с семьей.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

1.4 Теоретические  модели социальной работы 
 

Моделирование в социальной работе - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Основной задачей является воспроизводство  модели на основании ее сходства с существующим объектом. Основное отличие модели от оригинала - способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели. 

Модель - это  эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее  социальный объект, его функции и  действия. 

Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение  различных факторов, таблицы взаимозависимых  признаков (событий, явлений) и т.д. В  отличие от физической модели социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значении других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения (прогнозирования) изменений изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий). 

 Содержание  моделей социальной работы включает  следующие аспекты:  

1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;  

2)актуализации  потенциала самопомощи лиц, оказавшихся  в сложных жизненных условиях;  

3)целенаправленную  превентивную деятельность в  социальной сфере; 

4)активное влияние  на формирование и реализацию  социально-экономической политики  на всех уровнях (от домохозяйства  до Федерального) с целью обеспечения  экономически здоровой сферы жизнедеятельности человека. 

К началу 90-х  годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько  теоретических моделей социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного  явления. Они отразили не только результаты научных поисков крупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защиты в современном обществе, но и его эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы. 

Анализ современных  моделей (л.10) позволяет сделать вывод о том, что значительная их часть обусловлена социологическими концепциями того или иного характера либо и сегодня, по существу, является ими, лишь определенным образом трансформируясь применительно к проблемам социальной работ. В этой связи важно установить связь этого теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников. 

Системные идеи в социальной работе восходят к общей  теории социальных систем Берталанфи. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксирует наличие взаимодействия или воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. В соответствии с этим социальный работник вместе с клиентом изыскивает возможности различными способами помочь клиенту достичь намеченной цели, «снять», «обойти» те обстоятельства, которые могут привести к негативным нежелательным последствиям или побочным негативным явлениям.  

«Модель жизни» экологической теории - одна из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и сравнительно новая теория социальной работы, включенной в теоретико-методологическое осмысление практики социальной помощи. В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется, как и теория систем в целом, в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Социальной работник, использующий данный подход в решении проблем клиента, воздействует не только на него, но и на среду его обитания, т.е. действует с учетом видения проблемы. 

 Разрешающая  модель социальной работы в  отличие от многих носит специфически-прикладной  характер. Основу ее формирования  и осуществления составляет упразднение  или хотя бы снижение отрицательного воздействия общества на отдельного ее члена. Данная модель предусматривает достижение следующих целей:  

1) помочь клиентам  увидеть и осмыслить себя как  "каузальных агентов", способных  к поиску решений существующих  проблем; 

2)содействовать  восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; 

3) воспринимать  клиентом социального работника  как партнера в решении некоторого  круга своих проблем; 

4) помочь воспринимать  властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию. 

Особенно эффективна эта модель при работе с семьями, так как взаимная поддержка членов семьи может активизировать их развитие. 

Основу социально-радикальной модели социальной работы составляют модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Эта модель большой акцент на роли властных структур, классовой принадлежности, таких общественных явлениях, как угнетение, преодолевая которые, можно повышать самоактуализацию клиента. Данная модель, направленная на развитие социальных способностей, индивидуальной и социальной субъектности клиента, не ищет путей изменения социальных структур, угнетающих клиента. 

Марксистская  модель социальной работы понимает деятельность социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе. 

Анализ современной  массовой практики социальной работы за рубежом показывает, что доминирующей по-прежнему является психодинамическая  модель. Интегративность данной модели позволяет социальному работнику  в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению индивидуально-личностных проблем клиента. Отношения социального работника и клиента в рамках этой модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка специфики возникшей проблемы, диагностика степени её актуальности, использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи. 

Отличительной особенностью гуманистической модели является признание человека высшей ценностью и организация социальной работы на принципах учета интересов личности, добровольности. При использовании этой модели социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать в его эмоциональному восприятию возникшей ситуации или мира в целом, готовность оказать необходимую помощь. Особенностей этой модели социальной работы является также и недирективный подход к решению проблем клиента. 

Использование ролевой теории в современных условиях все более часто предполагает наличие у специалиста социологического знания. Некоторые исследователи считают, что социальные работники должны играть определенную роль, обуславливающую тактику их взаимодействий с клиентом в процессе общения: роль посредника, друга, наставника. 

В настоящее  время в России в практике социальной работы весьма популярна наряду с  гуманистической моделью и ролевая  теория. При этом она также имеет  явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим авторам и практикам относить её к комплексно-ориентированным моделям социальной работы, считать её их социально-психологической разновидностью. 

Коммуникативная модель социальной работы занимает особое место - с одной стороны, она объединяет различные психологические исследования средств, механизмов вмешательства в проблемы клиентов; с другой стороны, она является как бы связующим звеном между различными теориями социальной работы; кроме того, она способствует пониманию социальными работниками своей основной задачи. В коммуникативной модели социальной работы, так же как и в ролевой модели, существенно важным является учет обстоятельств взаимодействия людей, исполняющих те или иные роли. Данная модель учитывает также структуру средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия схем, характера общения людей в процессе коммуникации.  

 Несмотря  на различия в моделях социальной  работы существуют общие тенденции,  характеризующие процессы оказания  социальной помощи на современном  этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы. 

В современной  практике организации социальной работы наиболее распространена гуманистическая модель, т.е. модель социальной работы, основанной на гуманистическом подходе.  

Для организации  социально-реабилитационной работы и  построение её модели наиболее оптимальным  является гуманистический подход. 

Глава.2. Модель социальной работы с семьей в условиях территориального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 
 

2.1 Организация  социальной работы в территориальном  социально - реабилитационном центре  для несовершеннолетних в г.  Кириллове 
 

В Кирилловском районе, как и во всей стране, в последнее время стала актуальной проблема безнадзорных детей, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни. Социально-реабилитационный центр является наиболее перспективным в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью. Стремясь облегчить участь детей, попавших в тяжелые социальные условия, руководители района и города решили открыть для них социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в 2002 г.  

Деятельность  центра направлена на: 

· профилактику безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; 

· выявление  социально - дезадаптированных детей  в районе; 

· обеспечение  несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание; 

· обеспечение  квалифицированной социальной, психолого - медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный  компоненты. 

 Персонал СЦРН состоит из директора, заместителя директора, специалиста по социальной работе, социального педагога, педагога-психолога, дефектолога, инструктора по труду, физкультурного работника, музыкального руководителя, медицинской сестры, воспитателей и социальных работников.  

В СРЦН организованы две группы: дневного (10 человек) и  ночного (до 10 детей) пребывания несовершеннолетних. Работники центра обеспечивают жизнедеятельность  несовершеннолетних, включение их в  учебную, трудовую, познавательную, досуговую  и иную деятельность, а также процесс самообслуживания. 

Дети попадают в центр самым различным способом: приходят сами, их приводят работники  милиции, направляют органы управления образованием и т.д., в основном это  дети и подростки, утратившие по различным причинам семейные, родственные связи, выброшенные из семей, оставшиеся без попечения родителей. У детей, поступающих в центр, нередко отмечаются бедность интеллектуальной сферы, неразвитость учебных навыков и умений, отсутствие навыков общения, логического мышления и творческого воображения. В силу бесконтрольного поведения со стороны родителей некоторые дети значительно отстают в программе обучения общеобразовательной школы.  

Социальная служба социально-реабилитационного центра является гарантом защиты законных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительской заботы и семейного воспитания: права на жизнь в семье, права на образование, отдых, жилье и т.д. В сотрудничестве с различными организациями она способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанников. 

Специалист по социальной работе в сотрудничестве с социальным педагогом в центре решает следующие основные задачи: 

Информация о работе Теоретические модели социальной работы