Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:40, доклад
Моделирование в социальной работе - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов. Основной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Основное отличие модели от оригинала - способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.
1.4 Теоретические
модели социальной работы
Моделирование
в социальной работе - это исследование
объектов различной природы на их
аналогах (моделях) на уровне структур,
функций и результатов. Основной
задачей является воспроизводство
модели на основании ее сходства с существующим
объектом. Основное отличие модели от
оригинала - способность к гибкому прогнозному
изменению, не влияющему на исходные данные
модели.
Модель - это
эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее
социальный объект, его функции и
действия.
Социальная модель
может представлять собой математическое
уравнение, графическое отображение
различных факторов, таблицы взаимозависимых
признаков (событий, явлений) и т.д. В
отличие от физической модели социальная
модель не копирует изучаемый объект
или явление, а преобразует значения одних
признаков социального явления или процесса,
выбранных в качестве независимых, в значении
других признаков, выбранных в качестве
зависимых. Информационное значение социальной
модели можно оценивать по степени точности
отображения (прогнозирования) изменений
изучаемых социальных процессов и явлений
(зависимые признаки) при новых значениях
независимых признаков (объективных условий).
Содержание
моделей социальной работы
1)оказание помощи
отдельному человеку или группе лиц, попавшим
в трудную жизненную ситуацию путем поддержки
и консультирования, реабилитации, патронажа
и использования других видов социальных
услуг;
2)актуализации
потенциала самопомощи лиц,
3)целенаправленную
превентивную деятельность в
социальной сфере;
4)активное влияние
на формирование и реализацию
социально-экономической
К началу 90-х
годов в научной литературе вполне
определенно обозначились несколько
теоретических моделей
Анализ современных
моделей (л.10) позволяет сделать вывод
о том, что значительная их часть обусловлена
социологическими концепциями того или
иного характера либо и сегодня, по существу,
является ими, лишь определенным образом
трансформируясь применительно к проблемам
социальной работ. В этой связи важно установить
связь этого теоретического знания с основными
направлениями практической деятельности
социальных работников.
Системные идеи
в социальной работе восходят к общей
теории социальных систем Берталанфи.
На основе теории систем социальный работник
выявляет факторы окружения клиента (от
непосредственно бытового до уровня общества),
фиксирует наличие взаимодействия или
воздействия на клиента других людей,
а также влияние различных социальных
факторов. В соответствии с этим социальный
работник вместе с клиентом изыскивает
возможности различными способами помочь
клиенту достичь намеченной цели, «снять»,
«обойти» те обстоятельства, которые могут
привести к негативным нежелательным
последствиям или побочным негативным
явлениям.
«Модель жизни»
экологической теории - одна из концепций
взаимодействия психологической и социальной
систем и сравнительно новая теория социальной
работы, включенной в теоретико-методологическое
осмысление практики социальной помощи.
В структурной социальной работе системно-экологический
подход наиболее масштабно проявляется,
как и теория систем в целом, в организации
работы системы социального обеспечения
и поддержки населения. Социальной работник,
использующий данный подход в решении
проблем клиента, воздействует не только
на него, но и на среду его обитания, т.е.
действует с учетом видения проблемы.
Разрешающая
модель социальной работы в
отличие от многих носит
1) помочь клиентам
увидеть и осмыслить себя как
"каузальных агентов", способных
к поиску решений существующих
проблем;
2)содействовать
восприятию клиентом социального работника
как специалиста, имеющего знания и умения,
которые могут быть полезными ему;
3) воспринимать
клиентом социального
4) помочь воспринимать
властную, полномочную структуру организации
социальной помощи, общества в целом, как
сложную и частично открытую влиянию.
Особенно эффективна
эта модель при работе с семьями,
так как взаимная поддержка членов
семьи может активизировать их развитие.
Основу социально-радикальной
модели социальной работы составляют
модели защиты и «наделения полномочиями»,
«социальной адвокатуры», повышения уровня
и развития самосознания представителей
различных социальных групп. Эта модель
большой акцент на роли властных структур,
классовой принадлежности, таких общественных
явлениях, как угнетение, преодолевая
которые, можно повышать самоактуализацию
клиента. Данная модель, направленная
на развитие социальных способностей,
индивидуальной и социальной субъектности
клиента, не ищет путей изменения социальных
структур, угнетающих клиента.
Марксистская
модель социальной работы понимает деятельность
социального работника как
Анализ современной
массовой практики социальной работы
за рубежом показывает, что доминирующей
по-прежнему является психодинамическая
модель. Интегративность данной модели
позволяет социальному
Отличительной
особенностью гуманистической модели
является признание человека высшей
ценностью и организация
Использование
ролевой теории в современных условиях
все более часто предполагает наличие
у специалиста социологического знания.
Некоторые исследователи считают, что
социальные работники должны играть определенную
роль, обуславливающую тактику их взаимодействий
с клиентом в процессе общения: роль посредника,
друга, наставника.
В настоящее
время в России в практике социальной
работы весьма популярна наряду с
гуманистической моделью и
Коммуникативная
модель социальной работы занимает особое
место - с одной стороны, она объединяет
различные психологические исследования
средств, механизмов вмешательства в проблемы
клиентов; с другой стороны, она является
как бы связующим звеном между различными
теориями социальной работы; кроме того,
она способствует пониманию социальными
работниками своей основной задачи. В
коммуникативной модели социальной работы,
так же как и в ролевой модели, существенно
важным является учет обстоятельств взаимодействия
людей, исполняющих те или иные роли. Данная
модель учитывает также структуру средств
коммуникации, облегчающих или затрудняющих
общение, а также различия схем, характера
общения людей в процессе коммуникации.
Несмотря
на различия в моделях
В современной
практике организации социальной работы
наиболее распространена гуманистическая
модель, т.е. модель социальной работы,
основанной на гуманистическом подходе.
Для организации
социально-реабилитационной работы и
построение её модели наиболее оптимальным
является гуманистический подход.
Глава.2. Модель
социальной работы с семьей в условиях
территориального социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних
2.1 Организация
социальной работы в
В Кирилловском
районе, как и во всей стране, в последнее
время стала актуальной проблема безнадзорных
детей, возрастание числа семей, которые
ведут асоциальный образ жизни. Социально-реабилитационный
центр является наиболее перспективным
в общей системе социозащитных детских
учреждений, так как позволяет комплексно
решать проблемы коррекционно-реабилитационной
работы, ориентируя её как на самого ребенка,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации,
так и на среду, в которой он находится,
в том числе на родную семью. Стремясь
облегчить участь детей, попавших в тяжелые
социальные условия, руководители района
и города решили открыть для них социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних в 2002 г.
Деятельность
центра направлена на:
· профилактику
безнадзорности несовершеннолетних, помощь
в ликвидации трудной ситуации в семье
ребенка;
· выявление
социально - дезадаптированных детей
в районе;
· обеспечение
несовершеннолетним временного проживания
до того, как будет определено их
дальнейшее местопребывание;
· обеспечение
квалифицированной социальной, психолого
- медико-педагогической помощи на основе
индивидуальных программ социальной реабилитации,
включающих трудовой, учебно-познавательный,
социокультурный, физкультурно-оздоровительный
компоненты.
Персонал СЦРН
состоит из директора, заместителя директора,
специалиста по социальной работе, социального
педагога, педагога-психолога, дефектолога,
инструктора по труду, физкультурного
работника, музыкального руководителя,
медицинской сестры, воспитателей и социальных
работников.
В СРЦН организованы
две группы: дневного (10 человек) и
ночного (до 10 детей) пребывания несовершеннолетних.
Работники центра обеспечивают жизнедеятельность
несовершеннолетних, включение их в
учебную, трудовую, познавательную, досуговую
и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.
Дети попадают
в центр самым различным
Социальная служба
социально-реабилитационного
Специалист по
социальной работе в сотрудничестве
с социальным педагогом в центре
решает следующие основные задачи: