"Образ поведения человека
и животного обусловлен не
только прирожденными свойствами
нервной системы, но и теми
влияниями, которые падали и
постоянно падают на организм
во время его индивидуального
существования, то есть зависит
от постоянного воспитания или
обучения в самом широком смысле
этих слов. И это потому, что
рядом с указанными выше свойствами
нервной системы непрерывно выступает
и важнейшее ее свойство –
высочайшая пластичность" [4,стр.
269.]. В зависимости от условий
жизни и деятельности человека
отдельные свойства его темперамента
могут усиливаться или ослабляться.
В то же время свойства темперамента
имеют тенденцию более резкого
проявления с возрастом человека.
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности темперамента
следует учитывать при профессиональном
отборе. Профессия оператора пульта
управления автоматической системы,
например, требует своевременного
и быстрого реагирования на
изменения в работе многих
агрегатов и быстрого принятия
правильных решений; дисциплина
в классе требует, чтобы ученик
мог сдерживать свои чувства
и желания. Эти требования нельзя
произвольно изменить, так как
они зависят от объективных
причин – от содержания деятельности.
Темперамент, влияя
на динамику деятельности, может
влиять на ее продуктивность.
В разных видах деятельности
роль темперамента неодинакова.
В учебной деятельности и в
массовых профессиях (токарь, слесарь,
ткачиха, продавец, врач, учитель,
инженер ) одни свойства темперамента,
необходимы для успешной деятельности
и слабо выражаются у данного человека,
могут быть компенсированы у него за счет
других свойств и обусловленных ими приемов
работы. Например, ткачихи-многостаночницы
инертного типа, внимание которых очень
устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются.
В ситуации, когда надо ликвидировать
простой станков или обрыв нити, это положительное
свойство. Ткачихи подвижного типа, чье
внимание не менее устойчиво, более часто,
чем инертные, переключаются от одного
станка к другому. В ситуации возможных
неполадок это также положительное свойство.
Таким образом, более частое переключение
внимания компенсирует большую отвлекаемость
внимания, так как эти работницы быстрее
обнаруживают неполадки. Следовательно,
в массовых профессиях и в учебе свойства
темперамента, влияя на деятельность,
в конечном счете, не определяют ее продуктивности,
так как одни свойства могут компенсироваться
за счет других.
В таких профессиях,
как летчик-испытатель, диспетчер
большой энергосистемы, космонавт,
горноспасатель, спортсмен международного
класса и т. п., чья деятельность
связана с регулярным экстренным
напряжением, риском, опасностью, большой
ответственностью, уровень требований
к психике очень высок. Свойства
темперамента – высокая тревожность,
малая помехоустойчивость – не
могут компенсироваться другими
свойствами. В таких профессиях
свойства темперамента определяют
профессиональную пригодность человека.
В этих видах труда необходим
предварительный отбор людей
по ряду свойств, чтобы особенности
темперамента соответствовали требованием
деятельности. Такой путь приспособления
темперамента к требованиям деятельности
называется профессиональным отбором
и подбором.
Каждое свойство темперамента
требует индивидуальных приемов
работы или воздействия на
человека. Так, меланхолики быстро
устают. Поэтому им нужны более
частые перерывы для отдыха, чем
другим лицам. Зависит от темперамента
также и эмоциональная сфера
личности, а отсюда и эффективность
дисциплинарных воздействий или
побудительная сила мотива.
От темперамента зависит
влияние различных факторов, определяющих
уровень нервно-психического напряжения
(например, оценка деятельности, ожидания
контроля деятельности, ускорение
темпа работы, влияние дисциплинарных
воздействий ). Такое регулировании деятельности
путем дифференцирования величины действующих
раздражителей в зависимости от типа нервной
системы и темперамента человека применяется
хорошими организаторами производства.
Этот путь приспособления темперамента
к деятельности заключается в индивидуализации
предъявляемых к человеку требований,
условий и способов работы ( индивидуальный
подход).
Существуют и третий
тип приспособления темперамента
к требованиям деятельности. Он
заключается в преодолении отрицательного
влияния темперамента положительным
отношением к деятельности и
соответствующими мотивами. Например,
на очень интересном уроке,
вызывающем повышенную активность
учащихся, степень сдержанности
холерика не меньше, чем у сангвиника,
а работоспособность меланхолика
не ниже, чем флегматика.
Известная степень
приспособления темперамента к
требованиям деятельности возможна
также благодаря перевоспитанию
(тренировки) отдельных свойств темперамента.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наконец, основой и
наиболее универсальный путь
приспособления к требованиям
деятельности – формирование
его индивидуального стиля.
Одни и те же задания
и требования в какой-либо профессиональной,
учебной и трудовой деятельности
могут быть с одинаковой успешностью
осуществлены различными приемами
и способами. Под индивидуальным
стилем деятельности понимают
такую индивидуальную систему
приемов и способов действия,
которая характерна для данного
человека и целесообразна для
достижения успешного результата.
При формировании индивидуального
стиля нужно учитывать свойства
темперамента и сознательно и
творчески относиться к выполняемой
работе. Человек выбирает такие
приемы и способы выполнения
действия, которые в наибольшей
степени соответствуют его темпераменту.
Наиболее соответствующие темпераменту
приемы и способы действия
зависят от обусловленных темпераментом
часто совершенно непроизвольных
и неподотчетных форм реагирования
и особенностей движения. Индивидуальный
стиль деятельности возникает
только в тои случае, если человек
ищет наилучшие приемы и способы,
помогающие ему достигнуть наиболее
успешных результатов. Поэтому
индивидуальный стиль наиболее
отчетливо проявляется у лучших
учеников, передовых рабочих, у
спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль
не проявляется у человека
сам собой, стихийно. Он формируется
в процессе обучения и воспитания.
Первые зачатки формирования
индивидуального стиля деятельности
наблюдаются уже в старшем
дошкольном возрасте при решении
практических задач игрового
характера.
Ядро индивидуального
стиля определяет комплекс имеющихся
у человека свойств нервной
системы[3]. Среди тех особенностей,
которые относятся к самому
стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие
компенсаторный характер по отношению
к недостаткам индивидуальных свойств
нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному
использованию имеющихся у человека задатков
и способностей, в том числе полезных свойств
нервной системы.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Темперамент надо строго
отличать от характера. Темперамент
ни в коей мере не характеризует
содержательную сторону личности
(мировоззрение, взгляды, убеждения
интересы и т.п.), не определяет
ценность личности или предел
возможных для данного человека
достижений. Он имеет лишь отношение
к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не
может определять отношений личности,
ее стремлений, и интересов, ее
идеалов, т.е. всего богатства
содержания внутренней жизни
человека, однако характеристика
динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного
образа поведения человека, характера
человека. То, насколько человек
проявляет уравновешенность в
поведении, гибкость, динамичность
и экспансивность в реакциях,
говорит о качественных особенностях
личности и ее возможностях, определенным
образом складывающихся на трудовой
и общественной деятельности
индивида. Таким образом, темперамент
не является чем-то внешним
в характере человека. а органически
входит в его структуру. Жизненные впечатления.
воспитание и обучение на естественной
основной ткани темперамента - типе высшей
нервной деятельности- постепенно ткут
узоры.
Отношение личности, ее
убеждения, стремления, сознание
необходимости и долга позволяют
преодолевать одни импульсы, тренировать
другие, чтобы организовать свое
поведение в соответствии с
общественными нормами.
Темперамент не определяет
путь развития специфических
особенностей характера, темперамент
сам преобразуется под влиянием
качеств характера. Развитие характера
и темперамента в этом смысле
является взаимообусловленным процессом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Общая психология /Состав.
Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
Психология индивидуальных
различий ТЕКСТЫ //под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера,
В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
Климов Е. А. Индивидуальный
стиль деятельности // Психология
индивидуальных различий: Тексты. –
М., 1982.
Павлов И. П. Полн. собр. Соч.
Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
Психология Под ред. П. А. Рудика
М. "физкультура и спорт" 1974
Психология Под ред. В. А.Крутецкого
М. "просвещение" 1974
Немов Р. С. Психология Кн.1.
Абрамов Р. С. Введение
в практическую психологию.
Еникеев М. И. "Основы общей
и юридической психологии"