Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:23, реферат

Описание работы

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека.

Содержание

Понятие темперамента
История учения темперамента
Типы темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента
Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
Темперамент как фактор деятельности
Темперамент и индивидуальный стиль деятельность
Темперамент и характер
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Темперамент реферат 1 курс психология.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

 

"Образ поведения человека  и животного обусловлен не  только прирожденными свойствами  нервной системы, но и теми  влияниями, которые падали и  постоянно падают на организм  во время его индивидуального  существования, то есть зависит  от постоянного воспитания или  обучения в самом широком смысле  этих слов. И это потому, что  рядом с указанными выше свойствами  нервной системы непрерывно выступает  и важнейшее ее свойство –  высочайшая пластичность" [4,стр. 269.]. В зависимости от условий  жизни и деятельности человека  отдельные свойства его темперамента  могут усиливаться или ослабляться.  В то же время свойства темперамента  имеют тенденцию более резкого  проявления с возрастом человека.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Особенности темперамента  следует учитывать при профессиональном  отборе. Профессия оператора пульта  управления автоматической системы,  например, требует своевременного  и быстрого реагирования на  изменения в работе многих  агрегатов и быстрого принятия  правильных решений; дисциплина  в классе требует, чтобы ученик  мог сдерживать свои чувства  и желания. Эти требования нельзя  произвольно изменить, так как  они зависят от объективных  причин – от содержания деятельности.

 

 Темперамент, влияя  на динамику деятельности, может  влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности  роль темперамента неодинакова.  В учебной деятельности и в  массовых профессиях (токарь, слесарь,  ткачиха, продавец, врач, учитель,  инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

 

 В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер  большой энергосистемы, космонавт,  горноспасатель, спортсмен международного  класса и т. п., чья деятельность  связана с регулярным экстренным  напряжением, риском, опасностью, большой  ответственностью, уровень требований  к психике очень высок. Свойства  темперамента – высокая тревожность,  малая помехоустойчивость – не  могут компенсироваться другими  свойствами. В таких профессиях  свойства темперамента определяют  профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим  предварительный отбор людей  по ряду свойств, чтобы особенности  темперамента соответствовали требованием  деятельности. Такой путь приспособления  темперамента к требованиям деятельности  называется профессиональным отбором  и подбором.

 

 Каждое свойство темперамента  требует индивидуальных приемов  работы или воздействия на  человека. Так, меланхолики быстро  устают. Поэтому им нужны более  частые перерывы для отдыха, чем  другим лицам. Зависит от темперамента  также и эмоциональная сфера  личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или  побудительная сила мотива.

 

 От темперамента зависит  влияние различных факторов, определяющих  уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания  контроля деятельности, ускорение  темпа работы, влияние дисциплинарных  воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы ( индивидуальный подход).

 

 Существуют и третий  тип приспособления темперамента  к требованиям деятельности. Он  заключается в преодолении отрицательного  влияния темперамента положительным  отношением к деятельности и  соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке,  вызывающем повышенную активность  учащихся, степень сдержанности  холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика  не ниже, чем флегматика.

 

 Известная степень  приспособления темперамента к  требованиям деятельности возможна  также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

 

 ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Наконец, основой и  наиболее универсальный путь  приспособления к требованиям  деятельности – формирование  его индивидуального стиля.

 

 Одни и те же задания  и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности  могут быть с одинаковой успешностью  осуществлены различными приемами  и способами. Под индивидуальным  стилем деятельности понимают  такую индивидуальную систему  приемов и способов действия, которая характерна для данного  человека и целесообразна для  достижения успешного результата.

 

 При формировании индивидуального  стиля нужно учитывать свойства  темперамента и сознательно и  творчески относиться к выполняемой  работе. Человек выбирает такие  приемы и способы выполнения  действия, которые в наибольшей  степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту  приемы и способы действия  зависят от обусловленных темпераментом  часто совершенно непроизвольных  и неподотчетных форм реагирования  и особенностей движения. Индивидуальный  стиль деятельности возникает  только в тои случае, если человек  ищет наилучшие приемы и способы,  помогающие ему достигнуть наиболее  успешных результатов. Поэтому  индивидуальный стиль наиболее  отчетливо проявляется у лучших  учеников, передовых рабочих, у  спортсменов-мастеров.

 

 Индивидуальный стиль  не проявляется у человека  сам собой, стихийно. Он формируется  в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования  индивидуального стиля деятельности  наблюдаются уже в старшем  дошкольном возрасте при решении  практических задач игрового  характера.

 

 Ядро индивидуального  стиля определяет комплекс имеющихся  у человека свойств нервной  системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому  стилю, можно выделить две группы:

 

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

 

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

 

 Темперамент надо строго  отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует  содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения  интересы и т.п.), не определяет  ценность личности или предел  возможных для данного человека  достижений. Он имеет лишь отношение  к динамической стороне деятельности.

 

 Хотя темперамент, не  может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее  идеалов, т.е. всего богатства  содержания внутренней жизни  человека, однако характеристика  динамической стороны имеет существенное  значение для понимания сложного  образа поведения человека, характера  человека. То, насколько человек  проявляет уравновешенность в  поведении, гибкость, динамичность  и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях  личности и ее возможностях, определенным  образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности  индивида. Таким образом, темперамент  не является чем-то внешним  в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

 

 Отношение личности, ее  убеждения, стремления, сознание  необходимости и долга позволяют  преодолевать одни импульсы, тренировать  другие, чтобы организовать свое  поведение в соответствии с  общественными нормами.

 

 Темперамент не определяет  путь развития специфических  особенностей характера, темперамент  сам преобразуется под влиянием  качеств характера. Развитие характера  и темперамента в этом смысле  является взаимообусловленным процессом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

 

 

 Психология индивидуальных  различий ТЕКСТЫ //под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

 

 

 Климов Е. А. Индивидуальный  стиль деятельности // Психология  индивидуальных различий: Тексты. –  М., 1982.

 

 

Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

 

 

Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974

 

 

Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974

 

 

Немов Р. С. Психология Кн.1.

 

 

 Абрамов Р. С. Введение  в практическую психологию.

 

 

 Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"


Информация о работе Темперамент