Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:12, реферат

Описание работы

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Содержание

1.Темпераменте.
2.Учение о темпераменте
3.Классификация темперамента
4.Темперамент индивидуальные различия
5.Компоненты темперамента

Работа содержит 1 файл

Темперамен1.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

   Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

   Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

   Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью,

12

постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

   Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

    Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: "лучших" или "худших". Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

VI. Заключение  

  Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

   Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при

"тепличном", изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого - другие.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Белоусов. В. В. Темперамент и деятельность : учебное пособие/ В.В. Белоусов, –Пятигорск: 2002. -25с.
  2. Белухин. Д. А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах : учебное пособие/ Д.А.  Белухин, –МПСИ: 2006. -25с.
  3. Болотина Л.Р., Баранов. С. П., Комарова. Т. С. Школьная педагогика: АКАДЕМПроект/ Л. Р. Болотина. – М: ,2005.-48 с..
  4. Гоноболин. Ф. Н.Внимание и его воспитание: учебное пособие/ Ф. Н. Гоноболин, –М: 2006. -25с.
  5. Гоноболин. Ф. Н.Внимание и его воспитание: учебное пособие/ Ф. Н. Гоноболин, –М: 2006. -25с.
  6. Немов. Р. С. Общие основы психологии :учебное пособие / Р. С. Немов-М.:1997.- 333с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

    

  

       

  

Информация о работе Темперамент