Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 02:51, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы изучить понятие и основные типы темперамента и обозначить роль темперамента в профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, свойства и типы темперамента 4
2. Роль темперамента в деятельности 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Вероятно,
наибольший вклад В. Вундта в изучение
темперамента заключается в том,
что он создал возможность не только
учитывать при описании типов
темперамента результаты наблюдения за
поведением людей, но и использовать объективные
данные. Он же одним из первых высказал
мысль о том, что каждый темперамент имеет
свои положительные и отрицательные стороны.
Таблица 1 - Классификация темпераментов (по В. Вундту)6
Следует
отметить, что подход, предложенный
В. Вундтом, нашел свое дальнейшее развитие
как в экспериментальной
И. П. Павлов в 1927 г. предпринял попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу и предложил понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. В основу такого толкования он положил наличие у животных и человека определенной выраженности свойств нервной системы. При этом в классификации типов высшей нервной деятельности он прежде всего делал упор на соотношение возбуждения и торможения, а затем – на силу нервной системы. Пытаясь дать физиологическое обоснование различных типов поведения, И. П. Павлов пришел к выводу о том, что поведение во многом обусловлено особенностями сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Вероятно, именно поэтому он стал отождествлять типы темпераментов с типами высшей нервной деятельности. В результате в окончательном варианте его классификация была следующей:
Бесспорно, подход, предложенный И. П. Павловым, включал в себя ряд положительных моментов, поскольку он попытался связать психологические категории поведения, в частности темперамент, с современной ему физиологической базой, с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Вместе с тем данный подход содержал глубокие внутренние противоречия. Например, позднее было установлено, что сочетания типологических особенностей в проявлении свойств нервной системы, о которых говорил И. П. Павлов, на практике встречаются достаточно редко. Кроме этого, И. П. Павлов не смог предложить единый подход к выделению типов. В одном случае он говорит о трех типологических особенностях, в другом – о двух, а в третьем – всего об одной: слабости нервной системы.
Также следует отметить, что современные исследования показали, что классификация темпераментов на основе сочетания свойств нервной системы, предложенная И. П. Павловым, не совсем точна. Так, относительно недавно экспериментально было установлено, что холерический тип поведения связан не с силой нервной системы, а с ее слабостью.
В
последующем ученики и
Подход к изучению темперамента В. С. Мерлина заключался в изучении частных проявлений темперамента – его свойств. Под свойствами темперамента В. С. Мерлин понимал такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т. д. Таким образом, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента характеризуют именно особенности психической деятельности, а не физиологические процессы, хотя последние и связаны с ними. К свойствам темперамента В. С. Мерлин относил такие, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) – ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) – интровертированность (замкнутость), эмоциональная возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности.
Следует отметить, что в основе исследований темперамента, проводимых В. С. Мерлином, лежали представления И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Однако такую характеристику свойств темперамента он считал недостаточной, и поэтому помимо типа высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову, Мерлин стремился учитывать другие признаки. Несколько иной позиции придерживались представители научной психофизиологической школы Б. М. Теплова, который отмечал опасность смешивания двух понятий – типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы, поскольку они не могут быть просто «наложены» друг на друга.
В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, которая наиболее подробна была описана В. Д. Небылицыным. Одно из основных положений этой методологии заключалось в требовании изучать свойства нервной системы, а не типы высшей нервной деятельности. По мнению представителей данной научной школы, ориентация всего лишь на четыре типа высшей нервной деятельности в значительной степени тормозила развитие дифференциальной психофизиологии.
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт, от tempero – «смешиваю в надлежащем соотношении») – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний7.
Деятельность — трудовая, учебная, игровая — выдвигает требования не только к знаниям и уровню умственного и эмоционально -волевого развития человека, но и к типологическим особенностям нервной системы, а, следовательно, к его темпераменту.
В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности проявляются по-разному, играют положительную или негативную роль. Там, где нужна высокая трудоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где нужно выявить сочувствие, безмятежность, там лучше справится слабый тип нервной системы.
Неуравновешенность холерика вредит там, где требуется выдержанность, терпеливость. Чрезмерно медленный темп движений, монотонная речь флегматика не способствуют успеху в деятельности, требующей значительной подвижности, скорости влияния на других.
Слабость возбудимости и торможения действий, свойственная меланхолику, приводит к боязливости, нерешительности. Склонность сангвиника к новизне, скука при однообразной, хотя и важной деятельности, снижает активность в рутинной деятельности, постоянно вызывает стремление к новому, модному.
Исследованиями Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Э.А. Голубевой доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать разные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности — силу действий, у неуравновешенного — уравновешенность, у инертного — живость, подвижность8. Такие изменения наступают под влиянием содержательной стороны деятельности.
Упражнениями можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но преобразованные таким образом положительные действия — сила, уравновешенность, подвижность — не уничтожают врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности.
В экстремальных условиях вступают в действие природные особенности типа нервной системы, свойственной человеку — слабость, заторможенность, возбудимость, которые проявляются в растерянности, состоянии ступора, беспомощности, чрезмерной возбудимости, утрате самообладания.
Стиль
деятельности каждого человека в
значительной степени зависит от типа
высшей нервной деятельности, которая
входит в структуру его темперамента.
Следовательно, в профессиональной ориентации
и подготовке молодежи к труду необходимо
принимать во внимание особенности темперамента.
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
Под
темпераментом следует понимать
природные особенности
Вместе с тем в некоторых видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере и результат. По отношению к этим видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных динамических чертах психики. В тех областях труда, где предъявляются жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности. В некоторых профессиях требования к динамическим свойствам настолько высоки, что возникает надобность в предварительном отборе людей по таким свойствам. Например, тем, кто хочет стать летчиком-испытателем, или диспетчером на некоторых производствах, или овладеть некоторыми видами циркового искусства, нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы. Эмоциональная возбудимость как сторона темперамента необходима в деятельности актера и музыканта.
Но
в большинстве профессий
1.
Испытуемым предложили
а) дом, сыр, шарф, ковш, бант;
б) грот, чан, воз, кнут, зонт;
в) стол, хлеб, соль, лук, борщ.
Какой ряд слов испытуемые запомнят лучше и почему? Как называются связи, образующиеся при запоминании этого ряда?
По моему мнению испытуемые запомнят лучше слова «стол, хлеб, соль, лук, борщ», так как они наиболее схожи по смыслу.
Связи,
образующиеся при запоминании этого
ряда, называются
смысловыми.
9.
Общение что это такое?
По-моему мнению, определение «Общения» под номером «3», с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность социально-психологического явления.
Во-первых,
потому что ему присуща потребность
принадлежать общности себе подобных.
Мы боимся одиночества. Одинокий человек
чувствует себя беззащитным, никому
не нужным, он теряет интерес к жизни, становится
пассивным и угрюмым. Отсюда потребность
в семье, в друзьях, единомышленниках.
Во-вторых, только в процессе общения человек
формируется как личность, развивается
интеллектуально, реализует свои возможности
и способности. Общеизвестны случаи, когда
дети, лишенные возможности общаться с
людьми, попадая в среду обитания животных,
утрачивали человеческий облик в прямом
и переносном смысле: внешне начинали
походить на представителей животного
мира (волков, собак), копировали их повадки,
а, кроме того, не только переставали развиваться
как представители вида homo sapiens - «человек
разумный», но и деградировали. Общение
развивает и эмоциональную сферу личности:
расширяет кругозор, способствует развитию
внимания, памяти, воображения, мышления.
Оно оказывает влияние на развитие волевых
качеств человека: формирует настойчивость
или пассивность в достижении поставленных
целей, собранность или недисциплинированность,
решительность или слабохарактерность,
что зависит от конкретных ситуаций и
от круга лиц, с которым человек общается.
Реализовать все эти качества можно, только
общаясь с другими людьми в процессе совместной
трудовой деятельности. В таком случае
мы говорим о самореализации личности.
В-третьих, человек всегда стремится к
тому, чтобы его оценили по достоинству,
чтобы его уважали. Это немаловажная человеческая
потребность, т.к. она вызывает определенные
эмоции, которые, в свою очередь, помогают
или мешают ему совершенствоваться. Чем
лучше отношения с окружающими, тем радостнее
жить и реализовывать свои планы и стремления.
Потребность в положительных эмоциях
- одна из важнейших потребностей человека.
Отрицательные эмоции угнетают его, под
их влиянием ухудшается даже физическое
состояние человека (известно, например,
что качество крови ухудшается, все органы
работают хуже, эмоциональный настрой
в случае болезни может помочь человеку
выздороветь). Положительные же эмоции
заряжают организм энергией, дают хорошее
самочувствие. Следовательно, от того,
насколько комфортно и эффективно общение,
будет зависеть и конечный результат:
что удалось, что не удалось, почему не
достигли желаемого? Дружелюбный, ровный,
бесконфликтный характер повседневного
общения может облегчить нашу жизнь, улучшить
настроение, самооценку и отношение к
окружающим.