Темперамент и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 01:15, реферат

Описание работы

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
Из истории учений о темпераменте………………………..5
Понятие темперамента………………………………………14
Свойства темперамента, определяющие психологическую характеристику типов темпераментов …………………….17
Темперамент и личность……………………………………22
Заключение…………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………….25

Работа содержит 1 файл

Психо.docx

— 186.28 Кб (Скачать)

     ФЛЕГМАТИК (по Рогову) обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно  у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

     Данные  определения несколько по-разному  оценивают рабочие качества флегматика: в первом случае делается упор на его  работоспособность, во втором – на его большую склонности к безделью, чем к работе.  Вновь эти противоречия снимает Крутецкий. Он пишет, что при правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у него могут развиться вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может  развиться безразличное, равнодушное  отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже самому себе.

     МЕЛАНХОЛИК (по Рогову). Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности   приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос  тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик   неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

     Каждый  из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент  и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения  человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и  недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

     Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато  при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

     Е.И.Рогов  заключает, что  тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же  темпераментом может приводить к различным последствиям при  формирование его как личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Темперамент и личность

     Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент  выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих  личностных свойств.

     От  темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность  —это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме  того, дольше помнит соответствующие  воздействия и дольше сохраняет  реакцию на них. Да и сила соответствующей  реакции у него значительно больше, чем  у менее впечатлительного индивида.

     Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек  придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем  у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные  с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

     Импульсивность  проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении  еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и  принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а  потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных  и неправильных реакциях.

     Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто  возникают связанные с беспокойством  эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что  многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных  учреждений, публичных выступлений  и т.п.

     Сочетание описанных свойств и создает  индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены  были время от времени отступать  от чисто динамических описаний и  включать в них характерологические  личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

     Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные  и точные движения с непростой  траекторией и неравномерным  темпом. К ним также относятся  способности, связанные с повышенной работоспособностью

     Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют  преодолевать одни импульсы, тренировать  другие, чтобы организовать свое поведение  в соответствии с общественными  нормами.           
 
 

     Заключение          

       Таким образом,  на основании проанализированной литературы,  посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования  многих  ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.         

       До сих пор существуют несколько  разные взгляды на природу  темперамента. Значительная часть  ученых считает темперамент врожденным  качеством. Мне ближе подход, сформулированный  Крутецким, считающим, что роль  среды (воспитания) при формировании  темперамента велика и что  при правильном учете свойств  темперамента и на основе этих  свойств возможно формирование  полноценной для общества личности.    Это перекликается с  точкой зрения  Немова о сложном  процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.         

       Исследования связи темперамента  и деятельности показывают важность  учета этого фактора при выборе  профессии     как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.          

       За пределами рассмотрения остались  вопросы о современных методах  тестирования темперамента, о связи  темперамента с особенностями  культуры и психологии различных  этносов, о влиянии  темперамента на творческий процесс.         
 

     Список  использованных источников

     1.   Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. – С.405-421.

     2.   Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999. – С.394-402.

     3.   Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.

     4.   Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». – 1995. – С.379-392.

     5.   Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. – 1999. – С.307-324.

     6.    Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.

     7.   Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – С.306-316.

     8.   Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.

     9.   Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. – С.207-210.

Информация о работе Темперамент и личность