Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 01:15, реферат
Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
Введение……………………………………………………..3
Из истории учений о темпераменте………………………..5
Понятие темперамента………………………………………14
Свойства темперамента, определяющие психологическую характеристику типов темпераментов …………………….17
Темперамент и личность……………………………………22
Заключение…………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………….25
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый
университет)
Реферат
по дисциплине «Психология»
на тему:
«Темперамент
и личность»
Выполнила:
Студентка группы ФК1-1
Очирова
А. Б.
Научный руководитель:
Москва 2011
План:
Введение
Какова связь темперамента и личности? Эта проблема занимает человечество уже более 25 столетий. Является ли темперамент одной из составляющей личности или же это основа, на которой она строится. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.
Определить какой темперамент у человека можно по скорости его движений, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Темперамент является динамической характеристикой человека, от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
Темперамент
относится к числу таких
Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности.
Знакомство
с понятием и типологией темпераментов
позволяет не только удовлетворить
познавательный интерес. Знания в этой
области необходимы для профессиональной
деятельности педагога при выборе индивидуального
подхода к процессу обучения, для
руководителей всех уровней при построении
тактики деловых взаимоотношений с подчиненными,
при выборе профессии, а также при профессиональном
отборе, при общении людей друг с другом,
при выработке профессиональных навыков
и т.д.
Из истории учений о темпераменте
Учение
о темпераменте возникло еще в
древности. Слово «темперамент»
в переводе с латинского обозначает
«надлежащее соотношение
У
Вундта (конец XIX в.) темперамент –
это соотношение скорости и силы
“душевных движений”. В процессе развития
учения о темпераменте изменяется характеристика
четырех основных типов темперамента.
Пересматривается представление об их
количестве. Начиная с Канта стали отличать
свойства темперамента от других индивидуальных
психических свойств (характера личности),
хотя строгих критериев для такого различения
не было предложено.
Лептосоматик (астенический тип)- характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.
Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:
1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera- “внутренности”), соматотония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).
В
психологической науке