Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛ 3.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

    Второй  испытуемый 18 лет, мужского пола, не работающий. Сам предложил провести с ним  тест, к вопросам относился спокойно, но некоторые были непонятны потому, что их можно было понять по-разному.  Его эмоции нормальные, естественные для нормального человека. Время тестирования было неограниченно.

    Из  приложения 2 видны его ответы. При  подсчете результатов выяснилось, что  Рожков Михаил также является человеком  с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. По шкале нейротизма: Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

    Испытуемый  имеет главные черты своей  личности: легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий. По классификации Павлова  испытуемый является также меланхоликом. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Вывод по главе: эти два испытуемых оказались со схожими темпераментами личности. Поскольку характеристика темперамента определяет динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. 
 

Заключение

    Итак, подводя итог вышесказанному хочется  еще раз отметить, что  изучением  темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. К методам как уже говорилось выше относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.

    О природе темперамента высказывались  различные точки зрения начиная  с Гиппократа и Галена, которые  выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли  и до наших дней и используются в исследованиях современных  психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали   У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг  связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.

    Не  малый вклад в изучение данного  вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей  И.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и  многих других.

    В своей работе я постаралась освятить  физиологическую основу темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, а так же о достижениях психологов в этой области. На мой взгляд, мне это удалось.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
  2. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
  3. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
  4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
  5. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
  6. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
  7. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .
  8. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
  9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  10. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
  11. Практическая психология в тестах, или как  научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г. С. 174-185.
 

Приложение 1 

    Ф.И.О.  

    Возраст  Специальность _____________________  
 

    Бланк для ответов

вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0                    
10                    
20                    
30                    
40                    
50                    
60                    
70                    
80                    
90                    

 

Приложение 2 

    Ф.И.О.  

    Возраст  Специальность _____________________  
 

    Бланк для ответов

вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0                    
10                    
20                    
30                    
40                    
50                    
60                    
70                    
80                    
90                    


Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов