Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:53, курсовая работа
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.
В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.
Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.
В
педагогической работе наиболее подходящим
методом диагностики
Успешным
путем познания темперамента может
быть только направленное наблюдение,
проводящееся таким образом, чтобы
с его помощью можно было бы
действительно регистрировать те формы
поведения, в которых в большей или меньшей
степени проявляются особенности темперамента.
Проведение таких наблюдений, особенно
лицам, не имеющим специальной подготовки,
может облегчить прежде всего схема наблюдения,
содержащая как бы программу наблюдения.
Эта схема указывает, на какие явления,
а так же на какие формы поведения и в каких
ситуациях следует обратить особое внимание.
1.1. ТЕСТ
ФЛЕГМАТИК.
МЕЛАНХОЛИК. ХОЛЕРИК.
САНГВИНИК - КТО ВЫ?
Методика Айзенка
Цель. Опросник предназначен для изучения индивидуально -психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на который испытуемый должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.
Инструкция. «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову
Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте + (да), если нет — знак — (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».
Текст опросника
1. У вас много различных хобби?
2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У вас часто бывают спады и подъемы настроения?
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги?
7. Вам
приходилось чувствовать себя
несчастным человеком без
8. Вам
случалось когда-нибудь
9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев,
как страдает ребенок,
12. Вы
часто переживаете из-за того,
что сделали или сказали что-
13. Вы
всегда исполняете свои
14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом?
15. Способны ли вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?
16. Вы раздражительны?
17. Вы
когда-нибудь обвиняли кого-
18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
19. Вы верите в пользу страхования?
20. Легко ли вас обидеть?
21. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
23. Стали
бы вы принимать средства, которые
могут привести вас в
24. Вы
часто испытываете такое
25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
26. Вам
нравится часто ходить к кому-
27. Вам
доставляет удовольствие
28. Вас часто беспокоит чувство вины?
29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?
30. Вы
обычно предпочитаете книги
31. У вас есть явные враги?
32. Вы
назвали бы себя нервным
33. Вы
всегда извиняетесь, когда
34. У вас много друзей?
35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
36. Вы беспокойный человек?
37. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали?
38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
39. Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40. Волнуетесь
ли вы по поводу каких-либо
ужасных событий, которые
41. Вам
случалось сломать или
42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами?
44. У
вас часто нервы бывают
45. Бросите
ли вы ненужную бумажку на
пол, если под рукой нет
46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
47. Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?
48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?
49. Вы иногда много хвастаетесь?
50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
51. Раздражают ли вас осторожные водители?
52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
55. Для
вас большинство пищевых
56. Бывает
ли у вас иногда дурное
57. Вы
дерзили когда-нибудь своим
58. Вам нравится общаться с людьми?
59. Вы
переживаете, если узнаете,
60. Вы страдаете от бессонницы?
61. Вы всегда моете руки перед едой?
62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
63. Вы
предпочитаете приходить на
64. Вы
чувствуете себя апатичным,
65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?
66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
67. Ваша мать – хороший человек (была хорошим человеком)?
68. Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
69. Вы
когда-нибудь воспользовались
70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?
71. Есть ли люди, которые стараются избегать вас?
72. Вас очень заботит ваша внешность?
73. Вы
всегда вежливы, даже с
74. Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?
75. Возникало ли у вас когда-нибудь желание умереть?
76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом?
77. Душа компании – это о вас?
78. Вы стараетесь не грубить людям?
79. Вы
долго переживаете после случив
80. Вы
когда-нибудь настаивали на
81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?
82. Вы
когда-нибудь намеренно
83. Вас беспокоили ваши нервы?
84. Вам
неприятно находиться среди
85. Вы легко теряете друзей по своей вине?
86. Вы
часто испытываете чувство
87. Всегда ли ваши слова совпадают с делом?
88. Нравится
ли вам иногда дразнить
89. Вы
легко обижаетесь на замечания,
90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной?
91. Вы
когда-нибудь опаздывали на
92. Вам нравится суета и оживление вокруг вас?
93. Вы хотите, чтобы люди боялись вас?
94. Верно ли, что вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?
95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?
96. Считают
ли вас живым и веселым
97. Часто ли вам говорят неправду?
98. Вы
очень чувствительны к
99. Вы всегда готовы признавать свои ошибки?
100. Вам
когда-нибудь было жалко
101.Трудно ли вам было заполнять анкету?
При обработке
опросника подсчитывается количество
совпавших с «ключевыми» ответов испытуемого.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Полученные
результаты ответов сопоставляются с
«ключом». За ответ, соответствующий ключу,
присваивается 1 балл, за несоответствующий
ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Ключ
1. Шкала психотизма:
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов