Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛ 3.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

    С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.

    В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.

    Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.

    В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических  особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.

    Успешным  путем познания темперамента может  быть только  направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы  с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание. 

1.1. ТЕСТ

ФЛЕГМАТИК. МЕЛАНХОЛИК. ХОЛЕРИК. САНГВИНИК - КТО ВЫ? 

Методика  Айзенка

    Цель. Опросник предназначен для изучения индивидуально -психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

    Опросник  содержит 101 вопрос, на который испытуемый должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

    Инструкция. «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову

    Если  вы согласны с утверждением, рядом  с его номером поставьте + (да), если нет — знак — (нет). Отвечайте  быстро и точно. Помните, что нет  «хороших» или «плохих» ответов».

Текст опросника

1. У  вас много различных хобби?

2. Вы  обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?

3. У  вас часто бывают спады и  подъемы настроения?

4. Вы  претендовали когда-нибудь на  похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

5. Вы  разговорчивый человек?

6. Вас  беспокоило бы то, что вы залезли  в долги?

7. Вам  приходилось чувствовать себя  несчастным человеком без особых  на то причин?

8. Вам  случалось когда-нибудь пожадничать,  чтобы получить больше, чем вам полагалось?

9. Вы  тщательно запираете дверь на  ночь?

10. Вы  считаете себя жизнерадостным  человеком?

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились?

12. Вы  часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

13. Вы  всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это  очень неудобно?

14. Вы  получили бы удовольствие, прыгая  с парашютом?

15. Способны  ли вы дать волю чувствам  и от души повеселиться в шумной компании?

16. Вы  раздражительны?

17. Вы  когда-нибудь обвиняли кого-нибудь  в том, в чем на самом деле были виноваты сами?

18. Вам  нравится знакомиться с новыми  людьми?

19. Вы  верите в пользу страхования?

20. Легко  ли вас обидеть?

21. Все  ли ваши привычки хороши и  желательны?

22. Вы  стараетесь быть в тени, находясь  в обществе?

23. Стали  бы вы принимать средства, которые  могут привести вас в необычное  или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы  часто испытываете такое состояние,  когда все надоело?

25. Вам  случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам  нравится часто ходить к кому-нибудь  в гости и бывать в обществе?

27. Вам  доставляет удовольствие обижать  тех, кого вы любите?

28. Вас  часто беспокоит чувство вины?

29. Вам  приходилось говорить о том,  в чем вы плохо разбираетесь?

30. Вы  обычно предпочитаете книги встречам  с людьми?

31. У  вас есть явные враги?

32. Вы  назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы  всегда извиняетесь, когда нагрубите  другому?

34. У  вас много друзей?

35. Вам  нравится устраивать розыгрыши  и шутки, которые иногда могут  действительно причинить людям  боль?

36. Вы  беспокойный человек?

37. В  детстве вы всегда безропотно  и немедленно выполняли то, что  вам приказывали?

38. Вы  считаете себя беззаботным человеком?

39. Много  ли для вас значат хорошие  манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь  ли вы по поводу каких-либо  ужасных событий, которые могли  бы случиться, но не случились?

41. Вам  случалось сломать или потерять  чужую вещь?

42. Вы  обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете  ли вы легко понять состояние  человека, если он делится с  вами заботами?

44. У  вас часто нервы бывают натянуты  до предела?

45. Бросите  ли вы ненужную бумажку на  пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы  больше молчите, находясь в  обществе других людей?

47. Считаете  ли вы, что брак старомоден  и его следует отменить?

48. Вы  иногда чувствуете жалость к  себе?

49. Вы  иногда много хвастаетесь?

50. Вы  легко можете внести оживление  в довольно скучную компанию?

51. Раздражают  ли вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы  говорили когда-нибудь плохо о  другом человеке?

54. Вы  любите пересказывать анекдоты  и шутки своим друзьям?

55. Для  вас большинство пищевых продуктов  одинаковы на вкус?

56. Бывает  ли у вас иногда дурное настроение?

57. Вы  дерзили когда-нибудь своим родителям  в детстве?

58. Вам  нравится общаться с людьми?

59. Вы  переживаете, если узнаете, что  допустили ошибки в своей работе?

60. Вы  страдаете от бессонницы?

61. Вы  всегда моете руки перед едой?

62. Вы  из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы  предпочитаете приходить на встречу  немного раньше назначенного  времени?

64. Вы  чувствуете себя апатичным, усталым  без какой-либо причины?

65. Вам  нравится работа, требующая быстрых  действий?

66. Вы  так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

67. Ваша  мать – хороший человек (была  хорошим человеком)?

68. Часто  ли вам кажется, что жизнь  ужасно скучна?

69. Вы  когда-нибудь воспользовались оплошностью  другого человека в своих целях?

70. Вы  часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть  ли люди, которые стараются избегать  вас?

72. Вас  очень заботит ваша внешность?

73. Вы  всегда вежливы, даже с неприятными  людьми?

74. Считаете  ли вы, что люди затрачивают  слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

75. Возникало  ли у вас когда-нибудь желание  умереть?

76. Вы  попытались бы избежать уплаты  налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Душа  компании – это о вас?

78. Вы  стараетесь не грубить людям?

79. Вы  долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы  когда-нибудь настаивали на том,  чтобы было по-вашему?

81. Вы  часто приезжаете на вокзал  в последнюю минуту перед отходом поезда?

82. Вы  когда-нибудь намеренно говорили  что-нибудь неприятное или обидное для человека?

83. Вас  беспокоили ваши нервы?

84. Вам  неприятно находиться среди людей,  которые подшучивают над товарищами?

85. Вы  легко теряете друзей по своей вине?

86. Вы  часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда  ли ваши слова совпадают с  делом?

88. Нравится  ли вам иногда дразнить животных?

89. Вы  легко обижаетесь на замечания,  касающиеся лично вас и вашей  работы?

90. Жизнь  без какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной?

91. Вы  когда-нибудь опаздывали на свидание  или работу?

92. Вам  нравится суета и оживление  вокруг вас?

93. Вы  хотите, чтобы люди боялись вас?

94. Верно  ли, что вы иногда полны энергии  и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

95. Вы  иногда откладываете на завтра  то, что должны сделать сегодня?

96. Считают  ли вас живым и веселым человеком?

97. Часто  ли вам говорят неправду?

98. Вы  очень чувствительны к некоторым  явлениям, событиям, вещам?

99. Вы  всегда готовы признавать свои ошибки?

100. Вам  когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?

101.Трудно  ли вам было заполнять анкету?

При обработке  опросника подсчитывается количество совпавших с «ключевыми» ответов испытуемого. 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Полученные  результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются. 

Ключ

1. Шкала  психотизма:

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль учебной деятельности студентов