Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:08, реферат

Описание работы

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Содержание

Введение 3
1 Темперамент 5
1.1. Общее понятие о темпераменте 5
1.2. Физиологическая основа темперамента 6
1.3. Психологическая характеристика темпераментов 8
1.4. Темперамент и личность 12
2 Характер 14
2.1. Общее понятие о характере 14
2.2. Физиологические основы характера 15
2.3. Типическое и индивидуальное в характере 15
2.4. Черты характера 16
2.5. Формирование характера у детей и пути его воспитания 18
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат Темперамент и характер.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Каковы  же пути воспитания характера?

     Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

     В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму  поведения, но и соответствующий  мотив этого поведения, но и соответствующий  мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

     Важнейшим средством воспитания характера  является труд. В серьезном и общественно  значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

     На  воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для  школьника своеобразным образцом, с  которым он сравнивает свое поведение.

     На  воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

     Важную  роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера  
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

     Совершенно  необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в  мотивах определяют и различия в  воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

     Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

     Впервые встречаясь с учениками в самом  начале первого года обучения, учитель  должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

      
 

 

Заключение

 

     Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

     У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав  – интегральную характеристику его индивидуальности.

Список  литературы

 
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском  возрасте. – М.: Просвещение, 1968
  2. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Юнити, 1997.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.
  4. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 1999.
  5. Куницина В.Н. и др. Межличностное общения. – СПб, 2002.
  6. Немов Р.С.Психология / 3 т. – М.: Владос, 1998
  7. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999.
  8. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1996.
  9. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. – СПб., 2000.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.
  11. Савин Н.В. Педагогика. – М.: «Просвещение», 1978.
  12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984
  13. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000.
  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 1999.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999.

Информация о работе Темперамент и характер