Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:08, реферат
Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.
Введение 3
1 Темперамент 5
1.1. Общее понятие о темпераменте 5
1.2. Физиологическая основа темперамента 6
1.3. Психологическая характеристика темпераментов 8
1.4. Темперамент и личность 12
2 Характер 14
2.1. Общее понятие о характере 14
2.2. Физиологические основы характера 15
2.3. Типическое и индивидуальное в характере 15
2.4. Черты характера 16
2.5. Формирование характера у детей и пути его воспитания 18
Заключение 23
Список литературы 24
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи
установили, что слабость нервной системы
не является отрицательным свойством.
Сильная нервная система более успешно
справляется с одними жизненными задачами,
а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности,
и в этом ее известное преимущество. Знание
темперамента, знание особенностей прирожденной
организации нервной системы, оказывающей
влияние на протекание психической деятельности
человека, необходимо учителю в его учебной
и воспитательной работе. Следует помнить,
что деление людей на четыре вида темперамента
очень условно. Существуют переходные,
смешанные, промежуточные типы темперамента;
часто в темпераменте человека соединяются
черты разных темпераментов.
«Чистые» темпераменты встречаются относительно
редко.
Темперамент
является природной основой проявления
психологических качеств
2.1. Общее понятие о характере
В
буквальном переводе с греческого характер
означает чеканка, отпечаток. В психологии
под характером понимают совокупность
индивидуально-своеобразных психических
свойств, которые проявляются у личности
в типичных условиях и выражаются в присущих
ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер – это индивидуальное сочетание
существенных свойств личности, выражающих
отношение человека к действительности
и проявляющихся в его поведении, в его
поступках. Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности с темпераментом
и способностями.
Темперамент
на форму проявления характера, своеобразно
окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость
у холерика выражается кипучей деятельности,
у флегматика – в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик – методично, не спеша. С другой
стороны, и сам темперамент перестраивается
под влиянием характера: человек с сильным
характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером
неразрывно связаны и способности. Высокий
уровень способностей связан с такими
чертами характера, как коллективизм -
чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в
свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться
к своему делу. Расцвет способностей связан
с умением настойчиво преодолевать трудности,
не падать духом под влиянием неудач, работать
организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается
и в том, что формирование таких черт характера,
как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит
в той же деятельности ребенка, в которой
формируются и его способности. Например,
в процессе труда как одного из основных
видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой
- трудолюбие как черта характера.
2.2. Физиологические основы характера
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Характер
– это неразрывное целое. Но изучить и
понять такое сложное целое, как характер,
нельзя, не выделив в нем отдельных сторон
или типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям
и долгу, к людям, к самой себе. Отношение
к общественным обязанностям и долгу прежде
всего проявляется в отношении личности
к общественному труду. В этой связи выявляются
такие черты характера, как трудолюбие,
добросовестность, настойчивость, бережливость,
и противоположные им – леность, небрежность,
пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Как отмечалось,
характер формируется, развивается и изменяется
в практической деятельности человека,
отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с
раннего детства. Уже в дошкольном возрасте
обрисовываются первые контуры характера,
начинает складываться привычный образ
поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости,
выдержки, смелости в дошкольном возрасте
формируются прежде всего в игре, особенно
в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое
значение имеют простейшие виды доступной
дошкольнику трудовой деятельности.
Выполняя некоторые несложные
С
поступлением в школу начинается
новый этап формирования характера.
Ребенок впервые сталкивается с
рядом строгих правил и школьных
обязанностей, определяющих все его
поведение в школе, дома, в общественных
местах.
Эти правила, обязанности развивают у
школьника организованность, систематичность,
целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно
важную роль в формировании характера
играет школьный коллектив. В школе ребенок
вступает в новые для него отношения с
учителями, в отношения содружества и
взаимопомощи с товарищами. У него развивается
сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство
товарищества, коллективизм. Особенно
интенсивно развиваются черты характера
у подростков. Подросток в значительно
большой мере, чем младший школьник, участвует
в жизни взрослых, к нему предъявляют более
высокие требования. Подросток в своей
учебной и общественной деятельности
уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством
долга и ответственности перед коллективом,
желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка
оказывает воспитание. Не существует детей,
характер которых нельзя было бы перевоспитать
и которым нельзя было бы привить определенные
положительные качества, устранив даже
как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные
черты.