Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Работа содержит 1 файл

Темперамент и характер Word Document.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже__своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже

компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на её

темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и

обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни

человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актёра может

быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актёру на репетициях

нужно главным образом работать над тем, чтобы всё, что его окружает в пьесе,

стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда

темперамент заговорит «от сущности». Этот темперамент от сущности — самый

ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». [Из

«Неопубликованных высказываний Е. Б. Вахтангова о театре», «Советское

искусство» № 25 (371), от 29 мая 1937 г.] Темперамент «от сущности»

единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в

действительности: динамика психических процессов не является чем-то

самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач,

которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей,

характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее

существенных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая

абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности,

темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной

возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой

характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не

предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента

претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут

привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они

субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных

качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в

зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться

различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой

импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои

поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться

необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под

влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьётся

решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к

поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода

его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития

впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к

значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и

застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться

большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в

третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование

характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью

личности.

В (неопубликованных) наблюдениях Ананьева за жизненным путём

нескольких подростков, проведённых _______на протяжении ряда лет, имеются

чрезвычайно поучительные случаи преобразования свойств темперамента и

образования на их основе различных свойств характера.

Заимствуем из материалов Ананьева один пример.

«В 1936 г. окончила на «отлично» пединститут студентка М., бывшая__очень большой общественницей и влиятельным товарищем в студенческой среде.

Волевой образ М. всегда свидетельствовал о значительной твёрдости её

убеждений и побуждений, о цельности её жизненной линии. В прошлом М. была

очень робкой, застенчивой, молчаливой мечтательницей, терявшейся при любом

обращении со стороны учителей и товарищей. Родители особенно баловали и

жалели девочку, полагая, что ей суждена тяжёлая жизнь вследствие этой слабости

её характера.

Первоначально в школе её не замечали, а дома компенсировали её

кажущуюся недостаточность ласками и потворством, потому что она была

хрупкая и слабенькая и родители считали, что нужно сделать всё для того, чтобы

она не чувствовала суровости жизни и собственных неудач, так как больших

надежд на её будущее не возлагали. В своё время девочка вступает в пионерский

отряд и первоначально ведёт себя так же, как и в школе вообще. В пионерском

отряде за ряд лет девочка прошла большую школу общественного воспитания, и в

ней возникают качества, обладание которыми было для неё ранее невозможно. М.

становится деятельной, инициативной_______, живой, любознательной, настойчивой и

решительной, разговорчивой. Она начинает выступать в школьной жизни твёрдо,

уверенно, убеждённо, завоёвывает авторитет в среде товарищей. В комсомоле М.

закаливают основательно, и перед ней раскрываются живые творческие

перспективы, которые она расценивает как волевой человек, умеющий завершать

свои действия и достигать цели.

В результате воспитания и самовоспитания М. становится, по её словам,

«совершенно другим человеком». Это не значит, однако, что у неё ничего не

осталось от её первоначального темперамента, от её обострённой

чувствительности, доходившей ранее до большой уязвимости и ранимости. Она

была вначале чрезвычайно уязвимым, ранимым типом, мимозоподобным

существом, но эта обострённая чувствительность под преобразующим влиянием

воли приводит к образованию новых качеств. Впечатлительность не

уничтожается, но выступает в качественно иной форме. Эта девушка

пользовалась большой популярностью среди товарищей в частности потому, что

она была чрезвычайно чуткой, отзывчивой в отношениях с друзьями. Но эта

впечатлительность, как видим, выступает уже не в форме робости и

застенчивости, как раньше, а в форме чрезвычайно тонкого, искусного понимания

нужд товарищей, высокого развития симпатических переживаний и нравственных

чувствований вообще; преобразование чувствительности также выражается в

превращениях былой уязвимости в высокое развитие эстетических чувств, вкусов

и привязанностей». [Из неопубликованной рукописи Б. Г. Ананьева «Учение о

личности в психологии».]

Приведём ещё один пример (из тех же материалов), свидетельствующий о

том, что «обострённая чувствительность может быть выработана неправильным

воспитанием при первоначальном отсутствии таких природных задатков.

Мальчик 12 лет Г. — типичный здоровый и живой сангвиник, воспитывался в

семье, продолжавшей поклоняться многим фетишам буржуазного семейного

воспитания. На протяжении многих лет мать Г. своей «заботой» и неправильно

понятой любовью отучила Г. от самостоятельности, активности и решительности.

Вплоть до мелочей всё делалось в семье за Г., и он жил на всём готовом во всех

отношениях. Все уроки готовились его родными, и ему оставалось лишь

воспользоваться готовыми плодами. Мать привозила и отвозила Г. из школы,

одевала его и наставляла при товарищах, вызывая насмешки в отношении своего

сына. Следствием такого любвеобильного, но порочного воспитания было то, что

сангвиник Г. стал основательно трусливым, нерешительным, неуверенным в себе,

обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени».__ В итоге: темперамент — динамическая характеристика личности во всех

её действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в

процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты

характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью

личности.


Информация о работе Темперамент и характер