Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:05, реферат
Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже__своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже
компенсаторно-
темперамент.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и
обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни
человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актёра может
быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актёру на репетициях
нужно главным образом работать над тем, чтобы всё, что его окружает в пьесе,
стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда
темперамент заговорит «от сущности». Этот темперамент от сущности — самый
ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». [Из
«Неопубликованных высказываний Е. Б. Вахтангова о театре», «Советское
искусство» № 25 (371), от 29 мая 1937 г.] Темперамент «от сущности»
единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в
действительности: динамика психических процессов не является чем-то
самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач,
которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей,
характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее
существенных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая
абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.
Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности,
темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной
возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой
характера.
Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не
предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента
претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут
привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они
субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных
качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в
зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться
различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой
импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои
поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться
необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под
влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьётся
решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к
поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода
его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития
впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к
значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и
застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться
большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в
третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование
характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью
личности.
В (неопубликованных) наблюдениях Ананьева за жизненным путём
нескольких подростков, проведённых _______на протяжении ряда лет, имеются
чрезвычайно поучительные случаи преобразования свойств темперамента и
образования на их основе различных свойств характера.
Заимствуем из материалов Ананьева один пример.
«В 1936 г. окончила на «отлично» пединститут студентка М., бывшая__очень большой общественницей и влиятельным товарищем в студенческой среде.
Волевой образ М. всегда свидетельствовал о значительной твёрдости её
убеждений и побуждений, о цельности её жизненной линии. В прошлом М. была
очень робкой, застенчивой, молчаливой мечтательницей, терявшейся при любом
обращении со стороны учителей и товарищей. Родители особенно баловали и
жалели девочку, полагая, что ей суждена тяжёлая жизнь вследствие этой слабости
её характера.
Первоначально в школе её не замечали, а дома компенсировали её
кажущуюся недостаточность ласками и потворством, потому что она была
хрупкая и слабенькая и родители считали, что нужно сделать всё для того, чтобы
она не чувствовала суровости жизни и собственных неудач, так как больших
надежд на её будущее не возлагали. В своё время девочка вступает в пионерский
отряд и первоначально ведёт себя так же, как и в школе вообще. В пионерском
отряде за ряд лет девочка прошла большую школу общественного воспитания, и в
ней возникают качества, обладание которыми было для неё ранее невозможно. М.
становится деятельной, инициативной_______, живой, любознательной, настойчивой и
решительной, разговорчивой. Она начинает выступать в школьной жизни твёрдо,
уверенно, убеждённо, завоёвывает авторитет в среде товарищей. В комсомоле М.
закаливают основательно, и перед ней раскрываются живые творческие
перспективы, которые она расценивает как волевой человек, умеющий завершать
свои действия и достигать цели.
В результате воспитания и самовоспитания М. становится, по её словам,
«совершенно другим человеком». Это не значит, однако, что у неё ничего не
осталось от её первоначального темперамента, от её обострённой
чувствительности, доходившей ранее до большой уязвимости и ранимости. Она
была вначале чрезвычайно уязвимым, ранимым типом, мимозоподобным
существом, но эта обострённая чувствительность под преобразующим влиянием
воли приводит к образованию новых качеств. Впечатлительность не
уничтожается, но выступает в качественно иной форме. Эта девушка
пользовалась большой популярностью среди товарищей в частности потому, что
она была чрезвычайно чуткой, отзывчивой в отношениях с друзьями. Но эта
впечатлительность, как видим, выступает уже не в форме робости и
застенчивости, как раньше, а в форме чрезвычайно тонкого, искусного понимания
нужд товарищей, высокого развития симпатических переживаний и нравственных
чувствований вообще; преобразование чувствительности также выражается в
превращениях былой уязвимости в высокое развитие эстетических чувств, вкусов
и привязанностей». [Из неопубликованной рукописи Б. Г. Ананьева «Учение о
личности в психологии».]
Приведём ещё один пример (из тех же материалов), свидетельствующий о
том, что «обострённая чувствительность может быть выработана неправильным
воспитанием при первоначальном отсутствии таких природных задатков.
Мальчик 12 лет Г. — типичный здоровый и живой сангвиник, воспитывался в
семье, продолжавшей поклоняться многим фетишам буржуазного семейного
воспитания. На протяжении многих лет мать Г. своей «заботой» и неправильно
понятой любовью отучила Г. от самостоятельности, активности и решительности.
Вплоть до мелочей всё делалось в семье за Г., и он жил на всём готовом во всех
отношениях. Все уроки готовились его родными, и ему оставалось лишь
воспользоваться готовыми плодами. Мать привозила и отвозила Г. из школы,
одевала его и наставляла при товарищах, вызывая насмешки в отношении своего
сына. Следствием такого любвеобильного, но порочного воспитания было то, что
сангвиник Г. стал основательно трусливым, нерешительным, неуверенным в себе,
обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени».__ В итоге: темперамент — динамическая характеристика личности во всех
её действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в
процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты
характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью
личности.